Права педагогов – под защитой. Могут ли снизить зарплату учителей?

Труд учителей на «удалёнке» стал ещё более интенсивным. © / Виктор Крутов / АиФ

Из-за эпидемии апрель и первая половина мая были нерабочими для представителей многих профессий, но не для педагогов. Они в период карантина, наоборот, находятся на передовой, оперативно перестраивая процесс образования на абсолютно новый, дистанционный, формат.

   
   

Это сделало их работу ещё более интенсивной, многим приходится трудиться едва ли не по 20 часов в сутки. Конечно, за свой труд, который можно назвать самоотверженным, учителя должны получить достойную плату. За тем, чтобы права педагогов в нашем регионе не нарушали, следит Иркутская областная организация Общероссийского профсоюза образования.

Её глава Валентина Федосеева отмечает, что профсоюз консультирует коллег с самого начала перехода на удалённый режим.

Достойная зарплата

Вопросов у представителей сферы образования возникает много, основная часть касается оплаты труда. Педагоги интересуются, положены ли им стимулирующие и компенсационные выплаты, например, надбавки за работу в сельской местности.

Как говорит Валентина Геннадьевна, любой педагог сейчас должен получить такую же заработную плату, какую он получил бы, продолжая ходить на работу в обычном режиме. Никаких исключений нет.

«Дистанционный режим работы, в том виде, в котором он предусмотрен трудовым законодательством, в нашей ситуации не действует, так как это вынужденная мера, которую ввели власти. Изначально работодатель не заключал со своими сотрудниками договор о дистанционной работе за пределами рабочего места. Педагоги выполняли свои обязанности, как и прежде, в пределах тех учебных часов, которые были установлены, так что никаких оснований для изменения зарплаты в сторону уменьшения нет», – говорит председатель профсоюза. – Более того, федеральные органы власти направили в регионы рекомендации о недопустимости снижения уровня зарплат педагогов».

Зарплата в сфере образования состоит из двух частей: базовой (она зависит от ставки и количества учебных часов) и стимулирующей, которую определяют показатели эффективности работы. Валентина Федосеева отмечает, что исключать стимулирующие выплаты незаконно.

   
   

«Сейчас на плечи педагогов легла повышенная нагрузка, так что стимулирующие выплаты следует установить за высокую интенсивность и сложность труда. К тому же необходимо учесть, что работники выполняли свои обязанности за счёт собственных ресурсов – сами оплачивали интернет и сотовую связь. При этом в Трудовом кодексе РФ сказано, что работник должен выполнять свои трудовые обязанности при создании работодателем надлежащих условий», – поясняет Валентина Федосеева.

По её словам, эти правила касаются и тех педагогов дошкольного образования, которые не работали в дежурных группах. Им можно начислить стимулирующие выплаты по среднему баллу, который был у них с января по март.

Отпуск по графику

Ещё один важный вопрос – отпуска: Минпросвещения России и минобразования Иркутской области рекомендовали досрочно завершить учебный год по отдельным предметам, однако это не значит, что учителя, которые эти предметы ведут, должны остаться без работы.

«Приказ Министерства образования и науки РФ №536 от 2016 года регулирует режим работы педагогов во время каникул учеников. Для учителей это рабочее время, ведь их обязанности не ограничиваются ведением уроков. Есть и методическая деятельность, работа, связанная с подготовкой к учебному процессу, также это время можно использовать для курсов повышения квалификации», – объясняет Валентина Геннадьевна. 

Она подчёркивает: время, после которого досрочно завершится учебный год, нельзя рассматривать как простой для педагогов, а значит, нет оснований пересматривать график отпусков на 2020 год. К примеру, если 12 мая отправить в отпуск педагога, который должен отдыхать 64 дня, то он обязан будет выйти на работу в июле. Но насколько это целесообразно?

Остаётся открытым вопрос с отпуском тех работников, которые трудятся в летних лагерях при школах, а также тех, кто принимает участие в организации государственной итоговой аттестации (ЕГЭ и ОГЭ) – экзамены, как известно, перенесли на более поздние сроки. По словам главы профсоюза, в этом случае отпуск работника можно разделить на части (каждая из которых должна быть не меньше 14 дней), однако работодатель может принять такое решение только по соглашению с работником, руководствуясь в первую очередь его желанием.

«Морально-психологическое давление на педагогов недопустимо, – резюмирует Валентина Федосеева. – После интенсивного труда этой весной они должны как следует отдохнуть, не нарушая своих планов, и подготовиться к следующему учебному году».