Месяц назад Общероссийский профсоюз образования внёс законодательную инициативу по установлению административной и уголовной ответственности за оскорбление педагогических работников. Эти нормы профсоюз предлагает прописать как в законе «О статусе педагога», проект которого сейчас рассматривает Госдума, так и в законе «О внесении изменений в ряд законодательных актов».
Помогут ли КоАП и УК приучить детей и их родителей уважительно относиться к учителю, обсудили представители педагогического сообщества Иркутской области.
Кругом одни лидеры
Как отметила председатель Иркутской областной организации Общероссийского профсоюза образования Валентина Федосеева, законодательная инициатива возникла не на пустом месте.
«Тема неуважительного отношения к педагогу или даже насилия в образовательной среде, к сожалению, не нова. Общероссийский профсоюз образования ещё 10 лет назад обращал внимание на необходимость принятия мер, направленных на защиту педагогических работников. Но проблема сохраняется. И она не ограничивается только конфликтом между обучающимся (родителем) и учителем, – отмечает Валентина Федосеева. – Образование было и остаётся основой развития общества, государства. Основной участник, который непосредственно «запускает» процесс обучения и воспитания – педагогический работник. У нас же в последние десятилетия акценты сместились, в центре оказался ребёнок».
Учитель истории СОШ №4 Шелехова Галина Устьянова уверена, что проблема в «новом» статусе школы – образовательные учреждения сейчас причисляют к сфере услуг: «Мы стали предоставлять услуги населению, где заказчиком выступают родители, которые могут растоптать не только учителей, но и всю систему образования на местах. Вот пример: учитель ставит ребёнку двойку. Мама тут же пишет жалобу директору и в прокуратуру. Надзорные органы, не разбираясь ни в чём, предписывают применить административное наказание к учителю. И ни объяснительные, ни прилагаемая к ним контрольная, объективно оценённая педагогом, не имеют значения. В итоге учитель решает, что ей легче будет не ставить двойку, чем опять оказаться в подобной ситуации».
Ещё одна смежная с указанной причина – сбой в ценностях, когда в семье ребёнка стали воспитывать как центр Вселенной, насаждая повсеместно культ ребёнка. Да не простого, а исключительно лидера.
«В 90-е годы в российской школе стали внедрять западную систему, при которой мы обязаны были воспитывать только лидера. На протяжении многих лет мы следовали этой системе, забывая о том, что ребёнок должен работать в команде, – говорит учитель истории Марковской СОШ Денис Жвирблис. – А сейчас эти лидеры – уже родители воспитывают в своих детях лидера в квадрате».
Защищают слабых?
По словам главного правового инспектора труда Иркутской областной организации Общероссийского профсоюза образования Александра Хромова, по существующему сейчас в стране законодательству, ученик, не достигший 16 лет, не является субъектом правонарушения. А нет субъекта – нет состава. Можно только поставить малолетнего хама на учёт в органы ПДН.
«В КоАП есть статья 5.35 о ненадлежащем исполнении своих обязанностей родителями. Подразумевается системное уклонение от воспитания своего несовершеннолетнего ребёнка, которое связано с воспитанием, содержанием, обучением, – пояснила социальный педагог СОШ №6 Усолья-Сибирского Лариса Быканова. – За это грозит штраф 100 рублей и постановка на учёт».
Профсоюз же предлагает предусмотреть ответственность родителей за ненадлежащее исполнение обязанностей и установить штраф от двух до трёх тысяч рублей. В случае насильственных действий в отношении человека, работающего в образовательной организации и находящегося при исполнении своих обязанностей, – уголовную ответственность – лишение свободы в том числе родителей до трёх лет.
«Если мы примем такой закон, то распишемся в своём бессилии и незначимости, – уверена начальник управления образования Куйтунского района Татьяна Баранец. – Мне страшно слышать, что учителя нужно защищать от детей. Защищают слабых, а учительство у нас всегда сильное. Если учителя уважают, то и защищать его не нужно».
Однако большинство учителей с этой точкой зрения не согласились, поскольку уверены, что «больное» лидерством общество способно уничтожить и заслуженного учителя, а что уж говорить о молодом педагоге, вчерашнем студенте.
В то же время Баранец, продолжает: «Сейчас многие дети не совсем благополучные. Мы можем штрафовать их семьи на три, пять тысяч, но мы не поднимем этим статус учителя, и ребенка, а тем более родителей, не воспитаем. Нам нужно объединиться по воспитанию таких детей, нужно научиться работать с такими детьми. Но в школах нет психологов, не хватает социальных педагогов, а сами учителя не знают, как работать с такими детьми».
В подтверждение своих слов Баранец приводит такой пример.
«На прошлой неделе закончилось педагогическое расследование инцидента, когда третьеклассник обозвал матом классного руководителя: учитель неоднократно указывала школьнику, что нужно выполнять домашнюю работу, которую тот уже две недели не делал, а мальчик на это отреагировал нецензурной лексикой. Выяснилось, что мама ребёнка воспитывает его одна, много лет больна, а эти две недели практически не вставала с постели, и ребёнок полуголодный ходил в школу. Но классный руководитель даже не поинтересовалась его жизнью. Так что закон нас не защитит, и ситуации не изменит. Нужно учить педагога именно психологическим навыкам работы с детьми, создавать психолого-педагогические службы в каждой территории».
Штраф или достойная зарплата
«А когда туда обращаться? – негодуют учителя. – У нас загруженность не оставляет времени ни на какие дополнительные курсы или семинары».
Такая нагрузка обусловлена рядом причин, причём взаимосвязанных: нехваткой кадров и невысокой зарплатой. Сегодня для получения средней зарплаты и закрытия всех кадровых дыр педагог вынужден минимум вдвое увеличивать норму по часам. На это накладывается и колоссальная «бумажная» нагрузка, когда от учителя помимо образовательной программы требуют сотни отчётов по любому поводу. В этих условиях невозможно говорить ни о повышении квалификации и саморазвитии учителя, ни о поднятии статуса педагога в глазах учеников и их родителей.
«Из более чем 200 профессий у учителя в нашей стране одна из самых низких зарплат: у педагога высшей категории оклад 6600 рублей, у технички – 5700 рулей, – уточнила Галина Устьянова. – Пока наше государство не поймет, что будущее России зависит от учителя, ничего хорошего не произойдёт: не поднимут зарплату – не придут молодые специалисты в школу. Мы потеряли уважительное отношение общества, и, чтобы его вернуть, нужно работать всем, причём не одно десятилетие».
«В статус учителя, для того чтобы он был не номинальный, а реальный, и определял качество образования, его развитие, необходимо вкладываться. Да, да, финансово вкладываться. В ту же заработную плату, – уверена Валентина Федосеева. – Надо сделать выбор: либо вводить дополнительные меры ответственности, либо начинать реально формировать статус учителя, прежде всего, освободив от чрезмерной нагрузки, для этого, решить вопрос с оплатой труда. Вкладываться в развитие психолого-педагогического сопровождения и, что немаловажно, в систему методического сопровождения деятельности педагогов, которая на сегодня не имеет законодательно установленного правового статуса. А профсоюз, внося законопроект, преследует прежде всего цель – призвать к решению данной проблемы. Оставлять как есть дальше уже нельзя. От учителя многое что зависит, но не всё».