aif.ru counter
65

Вековая история. Учительский профсоюз – надёжная опора для педагогов

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 9. «АиФ в Восточной Сибири» 26/02/2020
«Свободная средняя школа» - лозунг начала 20 века.
«Свободная средняя школа» - лозунг начала 20 века. © / Иркутская областная организация общероссийского профсоюза образования

Иркутская областная организация общероссийского профсоюза образования в августе 2020 года будет отмечать 100-летий юбилей. Всё это время профсоюз учителей не отступал от изначально заявленных целей - бороться за права педагогов и за создание благоприятных условий для их работы.

Отсчёт своей истории учительский профсоюз Приангарья ведёт от Первого учредительного губернского съезда Союза работников просвещения и социалистической культуры. Он состоялся 5-12 августа 1920 года в Иркутске.

Но этому предшествовали ещё четверть века всероссийского профсоюзного движения. Так, в 1895 году был проведён первый съезд народных учителей, который, например, обсуждал проблемы повышения профессионального уровня педагогов и отчасти – вопросы школьного строительства.

В начале 20 века демократически настроенные педагоги создают Союз народных учителей с целью устранения невыгодных условий своего труда, борьбы с самодержавием. В апреле 1905 года, когда появилась возможность легальной работы, в Москве прошёл съезд педагогов, который обсудил принцип объединения разрозненного учительского движения, проект программы и устав новой демократической организации Союза народных учителей и других деятелей по народному образованию.

Часть участников съезда – в основном сельские учителя – высказывались за то, чтобы Союз был не только профессиональной, но и политической организацией. Поэтому датой начала общероссийского профсоюзного движения работников народного образования и науки принято считать 9 июня 1905 года.

«Все эти сведения сегодня мы черпаем из труда, который составили мои коллеги, – пояснила председатель Иркутской областной организации общероссийского профсоюза образования Валентина Федосеева. – Они провели обширную работу в архивах и составили исторический сборник о временах становления и развития педагогического профсоюза, в том числе и Иркутской области».

Овощи и обувь

Тогда, как и сейчас, именно профсоюз занимался избавлением педагогов от проблем, отвлекающих учителя от работы. Например, была учреждена касса взаимопомощи, было принято решение о создании педагогического музея и библиотеки для учителей, представители Союза входили в организацию по закупке продовольствия при губернском управлении, в хозяйственную комиссию по распределению продуктов населению, ставился вопрос об открытии распределительной лавки для членов Союза.

«О том, какие вопросы и проблемы находились в центре внимания губернской учительской организации, можно судить по протоколам заседаний правления иркутского губернского отдела Союза, – рассказывает Валентина Геннадьевна. – Так, на заседании 26 августа 1920 года рассматривался вопрос о выделении Народным комиссариатом просвещения миллионной ссуды для выкупа мануфактуры, отпускаемой школьным работникам, не получающим жалования два месяца. В протоколе заседания было отмечено, что «машинистка правления Губсоюза не является на работу из-за отсутствия обуви». В сентябре учителя ходатайствовали перед органами власти об освобождении школ и училищ от военного постоя, о создании мануфактурной комиссии, о проводах добровольцев на Южный фронт, о направлении членов Союза на приёмку поступающих в губернию хлеба и овощей».

Царила всеобщая нищета, нельзя было отправить инструкторов в уезд, потому что не было ни женской одежды, ни обуви. Профсоюзу «удалось достать меха, из которых Горуезд изготовляет 20 шуб и 20 пар унтов. Всем инспекторам, отправляющимся в уезд, будут их выдавать на время поездки».

Приходилось заниматься и привлечением в школы учеников. Как говорят архивы, отмена преподавания в школах «Закона Божьего» отпугнула многих родителей от обучения их отпрысков в новоформатных школах. Поэтому учителя жаловались на пустые классы. Решали, как и сейчас, проблему привлечения учителей: «Школы пустуют из-за отсутствия учителей в уезде и Губернии, никто не хотел ехать из города. учителями было предпринято все, чтобы остаться здесь. Здесь говорили, что учителя брошены на произвол судьбы, но пусть Союз укажет, как призвать учителей к работе».

Съезд плача

Профсоюз помогал поднимать систему образования в начале советского периода и в послевоенное время. Был рупором компартии в период расцвета Советского Союза и стал опорой для учительского сообщества в сложные времена распада страны.

90-е годы – время забастовок, так как в результате кардинальных социально-экономических и политических изменений работники образования оказались в числе наименее социально-защищенных слоев населения. В некоторой степени протесты позволили снять проблемы, однако учительское сообщество было частью всего общества и испытывало на себе те же трудности. Тогда возникали стихийные локальные действия отдельных коллективов в связи с длительной невыплатой зарплаты, и задача профсоюза была взять инициативу и придать этому движению организованный характер. Именно педагогический профсоюз вёл переговоры с органами власти, чтобы работники не были привлечены к ответственности за нарушение трудовой дисциплины.

В это время областная организация профсоюза дошла до Верховного суда, который признал участие в забастовке не коллективным действием, а коллективным методом защиты индивидуальных прав, что позволило не считать забастовочные дни прогулами.

«Для привлечения внимания к проблемам дошкольного образования, низкого уровня зарплат, отсутствию стимулирования и развития дошкольного образования по инициативе Профсоюза в 2009 году прошёл первый форум работников дошкольного образования, – рассказывает Валентина Федосеева. – Я была его участником. Это был съезд плача. Каждый регион говорил о недопустимо низком уровне зарплаты, отсутствии возможности повышать свою квалификацию и т.д. И затем уже стали говорить об изменении законодательства, чтобы придать дошкольному образованию статус самостоятельного вида образования». 

В последующем Профсоюз обратил внимание на ситуацию в системе дополнительного образования детей, на его социальную значимость. В 2013 году по инициативе Профсоюза был проведен Всероссийский Форум работников дополнительного образования детей, который положил начало процессу модернизации этого вида образования.

«Относительно спокойным был период 2016-2019 годов. Для нас было радостным удивлением, что проблемы, которые существовали в системе образования Иркутской области: низкий уровень зарплаты, предоставление мер социальной поддержки работникам в сельской местности - были решены, потому что власть была открыта и шла на переговоры, – говорит Валентина Геннадьевна. – Практика показала, что профсоюзы объективны, адекватны, без завышенных притязаний. И все наши опасения спустя время находят подтверждение. Например, в 2009 году мы говорили, что непозволительно в условиях увеличения числа детей с ограниченными возможностями здоровья сокращать социальных педагогов, педагогов-психологов, учителей – логопедов, что потребность, в том числе в коррекции детей с нарушением речи, будет расти. Но нас не послушали и сейчас констатируют печальную ситуацию с кадрами педагогов-психологов и логопедов. Мы говорили, что необходимо сохранить медработников в системе образования, причём в качестве штатной единицы». Но сделали обратное. И сегодня вопрос по медицинскому сопровождению детей возникает в образовательных организациях с новой силой.

Валентина Геннадьевна уверена, что до нашего времени организация сохранена, благодаря работникам образования, которые понимают важность профсоюза. Они убеждены, что здесь им помогут, защитят и отстоят их права. Как и сто лет назад.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах