На эти и другие вопросы отвечает Георгий Зимирёв, руководитель Лаборатории управления развитием образования.
Образование как паровоз?
Корреспондент: - Вы работали в сельской школе, в вузе, были ректором Забайкальского краевого института повышения квалификации работников образования. Где было интереснее?
Георгий ЗИМИРЕВ: - Везде было по-своему интересно. Каждый этап моей профессиональной деятельности дополнял предыдущий. Пригодился опыт работы в райкоме комсомола и в партийных органах. Научился терпению в работе с людьми, приобрел умение убеждать, вести за собой. Работа в Комитете образования Читинской области позволила узнать людей, проблемы города и села, получить опыт работы с документами, понять специфику управления в органах образования.
Корреспондент: - Среди проблем в школьном образовании какая сейчас самая острая?
Г.З.: - Боюсь, вы удивитесь, если скажу, что самая острая проблема сейчас, наряду со многими другими, изменение стандартов профессиональной деятельности учителя. Модель деятельности педагога, масштаб его личности меняется. Изменения связаны с информатизацией нашей общественной жизни, новым характером процесса социализации детей, подростков и молодежи, трансформацией семьи и семейных отношений. Готовых рецептов нет, это является предметом социального творчества современного поколения учителей. Грядущие перемены не имеют аналогов в истории, мы только в начале пути. Я всегда говорю студентам и слушателям курсов повышения квалификации: «Первые паровозы тоже ехали тише конской повозки, но важно начать двигаться в этом направлении».
Корреспондент: - Учителя в крае получают в среднем по 10 тысяч рублей в месяц. Вам их не жаль?
Г.З.: - По данным Минобразования края, средняя зарплата по краю среди учителей составила в 2011 году - 18,6 тыс. руб. В городе Чите среднемесячная зарплата учителей за 5 мес. 2012 года -18,2 тыс.руб. Начинающему учителю выплачивают не более 6-7 тысяч рублей в месяц. Конечно, жаль! Это означает, что есть зарплата большего размера, есть и меньшего. Важно, чтобы разница в зарплате зависела от качества работы, а не от каких-то внешних причин.
Нужна сила профсоюзов
Корреспондент: - Нагрузка на учителей увеличилась. Особенно возмущает большое количество документов, с которыми учитель вынужден работать.
Г.З.: - У учителей никогда не было легкой жизни. Что касается бумаг - то это всероссийская проблема.
Существует письмо Минобрнауки России, которое предписывает навести в этом вопросе порядок. И в советское время учителя составляли поурочные планы, конспекты уроков, планы воспитательной работы. На мой взгляд, здесь можно навести порядок. Часть информации, которую учителя собирают, не нужна никому или дублирует уже имеющуюся информацию. Другую долю «бумажной работы» на них умышленно перекладывает школьная администрация. Сейчас особые требования к отчётности учреждений, но они предъявляются не к учителям, а к самому образовательному учреждению.
Корреспондент: - Большинство учителей настроены конформистски. Не отстаивают свою точку зрения, не требуют повышения зарплаты, не устраивают акции протеста.
Досье | |
---|---|
Георгий ЗИМИРЕВ родился в 1961 году в Республике Бурятия. Окончил Бурятский государственный педагогический институт, Дальневосточный социально-политический институт, аспирантуру при БГУ. Кандидат социологических наук, доцент. С 2009 года возглавляет региональную общественную организацию «Забайкальское педагогическое общество». |
Г.З.: - Вспомните 1990-е годы. В эти годы в Читинской области мы теряли по 80 тысяч часов в год в результате учительских забастовок. Результаты этого дают негативно знать о себе до сих пор. Должны быть другие способы, чтобы донести до власти проблемы учителей. Это должна быть сильная позиция профсоюзов, сильные учительские организации, с которыми должны считаться органы власти и управления образованием, активная позиция средств массовой информации, общественное мнение.
Деньги по-новому
Корреспондент: - Учителя должны воспитывать у учащихся любовь к Родине. Но и Родина должна любить учителя!
Г.З.: - Не надо быть столь категоричным. Социальные ожидания по отношению к учителям по-прежнему высоки. Это заметно, например, по той общественной нетерпимости к негативным проявлениям в нашей профессии, которая иногда выплескивается в СМИ. Это свидетельство высокого спроса на нравственность в нашей профессии. Посмотрите, как быстро укоренились в жизни «учительские гранты» - поощрение лучших учителей.
Корреспондент: - Власти пообещали довести зарплату учителя до уровня средней в промышленности. Это реально?
Г.З.: - Речь пока идет о средней зарплате по экономике региона. Важно, что политическое решение принято. Мы его ожидали все 1980-е, 1990-е, 2000-е годы. Надеюсь, что это произойдет в ближайшее время. Учитывая, что кроме уроков педагоги проводят внеклассную работу, много времени уделяют подготовке к школе (часто в ущерб своей семье, своим детям), они должны получать не менее 25-30 тыс. рублей в месяц. В некоторых регионах учителя уже получают заработную плату по 60-80 тысяч рублей. В нашем дотационном регионе, конечно, это сложно сделать.
Корреспондент: - Я знаю, что часть учителей недовольна новой системой оплаты труда. Что вы думаете об этом?
Г.З.: - Изменения в системах оплаты труда - это общемировая тенденция. Во многих странах зарплата учительства включает оплату за качество работы. Принятая в нашем регионе методика определения стимулирующих выплат несовершенна. Это какая-то трансформация «колхозного трудодня» (40-50-е годы 20 века). Я противник её. В школе не производится продукция в «натуральном виде», как на материальном производстве. Учительский труд - разновидность умственного труда, это труд коллективный, он должен оплачиваться по-другому, по общепризнанному результату, по внятным и ясным критериям. Не следует потакать стереотипам «уравниловки», еще сильным в нашем сознании. Получается, что когда считают «баллы» за выполненные должностные обязанности, то пытаются подражать тому, что происходит, например, в промышленности.
Корреспондент: - Слышала, что вы в своей Лаборатории управления развитием образования предложили иную методику оплаты труда педагогам. Чем она не устроила властей?
Г.З.: - Мы предлагаем учитывать три параметра: конечные результаты - медали, грамоты учеников, результаты ЕГЭ, победы школьников в конкурсах и соревнованиях в виде премиальных выплат тем учителям, которые приложили к этому «руку и сердце», доплаты за уровень профессионализма (например, по итогам аттестации, профессиональных конкурсов) и сделать их значительными. Предлагали ввести гранты на проведение экспериментальной и инновационной деятельности.
Почему ее не принимают? Потому, что пока еще никто должным образом не проанализировал эффективность принятой в настоящее время системы оплаты труда и её влияние, например, на морально-психологический климат в коллективе.
Новый закон - новые требования
Корреспондент: - Говорят, в будущем году учителя начнут проходить медосмотр у шести врачей платно. Так ли это?
Г.З.: - В настоящее время готовится новая редакция Закона «Об образовании», которая определит профессиональный и социальный статус учителя. В законопроекте указывается, что медосмотры проводятся в соответствии с Трудовым кодексом. Не исключаю, что профсоюзам придется инициировать принятие поправок в Трудовой кодекс и нормативные правовые акты правительства, связанные с разрешением этой ситуации. Не думаю, что будет так, как вы говорите.
Корреспондент: - Дождутся ли забайкальцы бесплатных учебников?
Г.З.: - Хочется верить. По крайней мере, политическое решение на федеральном уровне по этому вопросу принято, есть судебная практика и правонадзорная практика. Государство обязало регионы изыскивать денежные средства на учебники для школьников. В этом году, например, в городе Чите школьники, обучающиеся по новым стандартам, первые-вторые классы, пятиклассники пяти школ, апробирующие федеральные государственные стандарты на второй ступени обучения, получили бесплатные учебники. Но как это сделать для всех ребят при нашем дефицитном бюджете?
Корреспондент: - Что вы думаете о домашнем образовании?
Г.З.: - Оно может быть интересным не более чем 0,3 процентам населения нашей страны. Домашнее образование - не массовая форма обучения. У одного моего коллеги раньше внук обучался по такой форме. Вернулись в обычную школу. Ребёнок - существо социальное. Ему для нормального развития и воспитания нужно общение, коллектив. Школа сегодня - единственный институт, организованно занимающийся социализацией.