Эффект слияния. Что дало Приангарью и Усть-Ордынскому округу объединение?

Анна Кулехова / АиФ

Объединение Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, которое состоялось десять лет назад, должно было заполнить социально-экономическую пропасть между двумя территориями. Удалось ли нам за это время стать единым целым, дополнить друг друга, уравновесить? Мнения на этот счёт расходятся.    
   

Голос за будущее

Укрупнение регионов было посылом федерального центра. Власти это решение объясняли тем, что оба субъекта получат от объединения экономические и социальные перспективы. Иркутская область со своим индустриальным комплексом становилась подспорьем для экономики округа, где традиционным укладом жизни было и остаётся сельское хозяйство, а для себя получала возможность усилить агропромышленный сектор.

Объединение территорий одобрило абсолютное большинство. Десять лет назад, 16 апреля, почти 90% жителей Иркутской области, пришедших на голосование, и почти 98% участников референдума в Усть-Ордынском Бурятском автономном округе поддержали слияние. Сельскохозяйственная территория бурятского народа со своим укладом жизни, со своей самобытностью разомкнула автономные границы и вошла в состав крупного промышленного региона, но в особом статусе - в качестве округа, а не муниципального района, как изначально предлагал федеральный центр.

Фото: Из личного архива/ Ольга Иванова

«Мы не могли согласиться на район и после долгих дебатов отказались принять такое предложение, - говорит депутат Законодательного собрания от Усть-Орды Кузьма Алдаров. - Тогда часть депутатов даже покинула зал заседаний Думы округа, выразив несогласие с таким вариантом. После этого к нам поступило предложение войти в состав Иркутской области как административно-территориальная единица с особым статусом».

Материальное и духовное

Кстати:
Иркутская область стала первым в России регионом, где приняли закон об особом статусе административно-территориальной единицы в своём составе. В законе об особом статусе Усть-Ордынского округа есть, в частности, положения о развитии национального языка, культуры, национальных видов спорта. Закон даёт возможность разрабатывать для округа отдельные целевые программы не только в сфере культуры и сохранения традиций, но и в сфере экономики, сельского хозяйства, жилищной политики и других.
Тогда бытовало мнение, что Иркутская область повесила на себя депрессивную территорию. Однако нельзя сказать, что округ стал для нас обузой. Он не превратился в процветающую страну, но качественные изменения в его экономической и социальной жизни за эти десять лет всё равно произошли. А Иркутская область этим объединением обогатила свой культурный мир: традиционный бурятский спортивный праздник Сурхарбан теперь событие областного масштаба, широко отмечается Сагаалган, большую популярность получили Ёрдынские игры.

Слившись с экономически более сильным регионом, Усть-Ордынский округ получил возможности восполнить инфраструктурный пробел. Даже если не брать во внимание детские сады, которые строились по указу президента - 11 учреждений с 2012 года, можно насчитать немало новых сооружений, появившихся в округе за десять лет: физкультурно-оздоровительные комплексы, стадионы, хоккейные корты, даже ипподромы, восстановили дома культуры. Спортивная база за это время приросла 41 новым сооружением. Растёт интерес местных жителей и к национальным видам спорта. Сейчас ими занимаются почти 1 тыс. 800 человек - в 11 раз больше, чем десять лет назад.

Фото: АиФ/ Дарья Галеева

В Булусе сгорела школа - новую, добротную, современную построили меньше чем за полгода. В короткие сроки новую школу возвели и в Тургеневке. Сегодня из 113 школ округа в 64 дети изучают бурятский язык. Из 104 детсадов - в 35. Учебные заведения укомплектованы литературой на национальном языке и подготовленными кадрами.    
   

В чиновничьей среде периодически даже можно слышать недовольные высказывания о том, что интересы Усть-Орды активно лоббируются, округу уже достаточно оказали помощи и надо бы притормозить. Однако во всех этих новых объектах была жизненная необходимость, слишком долго там ничего не строили. И проблем ещё остаётся много.

«Мы догоняем, потому что очень долго отставали, - подтверждает мэр Баяндаевского района Анатолий Табинаев. - Область в социальном плане ушла далеко от округа. Нельзя сравнивать Черемховский, Заларинский, Усольский районы с нашими. Даже мои соседи - Ольхонский и Качугский районы обогнали нас».

Обратный результат

Но если социальная инфраструктура округа получила развитие за счёт финансирования из областного и федерального бюджетов, то его экономика своих позиций не улучшила, даже несмотря на то что сельское хозяйство заметно подтянулось. В обществе превалирует мнение, что экономического эффекта объединение двух регионов не дало. По крайней мере - в округе точно. Получается, что особый статус не дал преференций УОБО, у него даже нет собственной программы социально-экономического развития. И её нужно разработать, убеждены эксперты.

«Оптимизация даёт обратный эффект: пополнили ряды безработных высококвалифицированные специалисты, качество государственных и муниципальных услуг оставляет желать лучшего, - подводит итог руководитель администрации Усть-Ордынского округа Марина Иванова. - Объединительный процесс должен был создать предпосылки для преодоления социально-экономической разницы области и округа в течение ближайших десяти лет. Это время прошло. Развитие инфраструктуры должно было обеспечить экономический рост предприятий, создать рабочие места, снизить уровень безработицы. Но если в округе когда-то были лесопромышленные хозяйства, работало несколько маслозаводов, сейчас их практически нет».

Мнение

Климентий Хабитуев, председатель Общественного совета бурят Прибайкалья :

«Вместе с властной структурой были оптимизированы правоохранительные органы, бюджетные учреждения здравоохранения и социальной сферы. Из-за этого проблема занятости населения в округе стоит очень остро. Сколько человек работает в Иркутске и каждый день туда ездит? Столько, хоть электричку запускай. Надо усиливать производственную часть».

Комментарий

Сергей Босхолов, эксперт Общественной палаты Иркутской области, член комиссии по распределению грантов начинающим фермерам и семейным фермам:

«Я с гордостью говорю, что добрая половина грантов уходит в районы округа. Это значит, что интересы фермеров лоббируются в министерстве сельского хозяйства области. Но это делают власти районов, а в администрации округа нет человека, который бы занимался развитием агропрома, также как и у руководителя администрации нет полномочий влиять на экономическое развитие территории. Между тем главная задача объединения заключалась в том, чтобы сделать округ экономически развитым, дать населению удочку, чтобы ловить рыбу и пополнять окружной бюджет, а его и в помине нет, он растворился в шести бюджетах районов.

Времени после объединения прошло достаточно, пора оценить результаты и проанализировать, что идёт не так и что было потеряно. А потеряли многое. Например, бюджетники лишились работы. Было 300 с лишним человек только в окружной администрации, сейчас - 26. Интересно, каково было поступление налогов до объединения и каково сейчас. Такого экономического анализа, к сожалению, нет, но его надо обязательно сделать.

Несправедливо и то, что в Заксобрании объединённого региона лишь один человек представляет интересы округа.Парламентарий Кузьма Алдаров с нами согласен: одному действительно тяжело отвечать сразу за шесть районов».