Примерное время чтения: 12 минут
11175

Ладонь против кости. Национальную бурятскую забаву превращают в спорт

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 50. «АиФ в Восточной Сибири» 09/12/2015 Сюжет Бурятия: культура, события, люди
Одной только силы мало. Необходимо проявить ловкость и смекалку.
Одной только силы мало. Необходимо проявить ловкость и смекалку. / Роман Сизых / АиФ

Турнир по разбиванию хребтовой кости «hэер Шаалган» впервые Прошел в поселке Новонукутский Усть-Ордынского Бурятского округа. Для участия в нем съехались практикующие «костоломы» из разных уголков Приангарья и даже Тункинской долины. В новейшей истории как спорт эта традиционная игра бурят-монголов существует всего три года. За это время в формате соревнований кости успели поразбивать в Бурятии, Забайкалье и даже Монголии. Более того, появились свои чемпионы, которых они приглашают в поселки, такие как Новонукутский, чтобы напомнить бурятам о позабытых национальных традициях.

Если вы хотя бы раз увидите соревнования по разбиванию кости - не забудете их никогда. Вряд ли вы когда-либо раньше могли наблюдать, как снарядом для состязаний становится большая кость коровы или быка, предварительно вываренная и очищенная от мяса. Но самое впечатляющее - это техника разбивания, которая больше похожа на шаманский танец, чем на спортивный прием. Корреспондент «АиФ-Иркутск» рассказывает об истории, сакральных смыслах и будущем народной бурятской забавы.

Фото: АиФ/ Роман Сизых

Найти точку излома

Хребтовая кость - одна из 13 подобных костей хребта быка или коровы. По виду - это крупный набалдашник на длинной рукояти до 30 сантиметров в длину и около 6 в ширину. Толщина такой кости может достигать 6 миллиметров, к тому же кость трубчатая и имеет как минимум две прочные стенки, между которыми находится костный мозг. Сложно себе даже представить, чем можно разбить такой крепкий природный снаряд. Однако бурятские спортсмены с легкостью ломают их всего лишь ударом ладони.

Как это происходит? Спортсмен берет кость за «рукоять» левой рукой, ладонью правой руки несколько раз примеряется - ударить нужно повыше набалдашника, причем найти такое место, которое позволит кости расколоться на весу. Удар требуется резкий и сильный, но для успеха должна работать не только разящая рука, но и та, которая держит кость: именно она задает жесткость усилия, под натиском которого снаряд может лопнуть.

Фото: АиФ/ Роман Сизых

Каждый спортсмен перед тем, как попробовать свою силу, должен помолиться предкам, попросить удачи. Может именно поэтому любой мужчина, пытающийся разбить кость, на короткое время «подхода» вдруг совершенно преображается. Какой бы ни была комплекция спортсмена - будь он стройным юношей с розовым румянцем на щеках, крупным мужчиной средних лет, или уже пожилым человеком с печатью степного ветра на лице - во время ритуала разбивания кости он становится грациозен и легок. Со стороны кажется, что спортсмен вышел танцевать: плавные движения корпусом и плечами, завораживающие махи руками на короткий миг отвлекают зрителя, а следующий за этим мощный удар ладони выбивает из толпы зевак дружный возглас, который тут же сменяется шумом ликования или гулом разочарования, если снаряд не поддался.

От ударов, конечно же, страдают руки. Порезы и царапины - самые легкие травмы. Разбухают костяшки пальцев и опухают ладони. Поговаривают, что бывали случаи, когда удальцы ломали собственные кости, пытаясь победить снаряд.

Знатоки утверждают, что существуют как минимум 22 совершенно разные техники разбивания кости. Опытные спортсмены разбивают их над головой, за спиной, сидя, лежа и вообще самыми немыслимыми способами. В современном представлении - это все равно что батл - кто придумает новое движение, тот и крут.

Кость зачастую раскалывается на несколько частей. Фото: АиФ/ Роман Сизых

Кстати, объективность соревнований обеспечивается тем, что каждый участник должен принести с собой заранее заготовленные вываренные кости. Все они складываются в большую кучу, после чего судьи и спортсмены начинают отбор снарядов по величине и толщине. Кости сортируются, складываются в мешки и достаются уже только на турнире. Самые тонкие используются на первом круге соревнования. Каждый разбивший кость выходит во второй круг.

В будущем вполне вероятно кости будут заменяться пластиковыми снарядами. Опыт изготовления у организаторов уже был, однако каждый такое изделие обходится довольно дорого, учитывая тот факт, что очень быстро приходит в негодность.

Главная сложность удара в том, что он выполняется на весу. Фото: АиФ/ Роман Сизых

Родом из древности

Традиция ломания кости дошла до нас из глубины веков. С ее помощью бурят-монголы с самого раннего возраста прививали мальчикам любовь к родной земле, уважение к духам местности и семейные ценности. Игра развивала силу и ловкость и входила в своеобразный перечень «девяти наук бурятского мужчины» наравне с такими навыками, как умение бороться, охотиться, стрелять из лука, ездить верхом и плести путы-треножники. Во все времена физическому развитию уделялось наибольшее внимание, оно было залогом выживания в суровых степях Прибайкалья.

В период забоя скота, который как раз приходился на ноябрь-декабрь, в бурятских семьях было принято приглашать всех родственников и друзей на своеобразный пир. Отваривалось коровье мясо, которым потом угощали гостей. Хребтовые кости вываривались отдельно, особо почиталась двенадцатая кость, которая именовалась «черной». Именно ее подавали самым почетным гостям, и в ней, по верованиям бурят, жила душа животного.

Пояс чемпиона. Фото: АиФ/ Роман Сизых

После угощения все присутствующие могли поучаствовать в игре по разбиванию кости. Причем участвовали и стар, и млад, не отставали от мужчин и женщины.

«В этой традиции заложен серьезный сакральный смысл, - рассказывает известный режиссер Солбон Лыгденов. - Разбивая кость, мы словно отпускаем душу животного на свободу. Считается, что так проявляется уважение к духам местности, ведь, по верованиям бурят, любое животное должно вновь переродиться и заселить землю. Буряты на селе в основном живут животноводством. Возрождая подобные традиции, мы показываем нашему народу, что труд их ценен. Важно поддерживать интерес к работе на земле и выращиванию скота, у которого будет и мясо вкусным, и кости крепкими».

Солбон Лытгенов подарил победителю турнира Чингису Сагалуеву рисунок из раскадровки его будущего фильма о войне «321-я сибирская».
Солбон Лыгденов вручил победителю турнира Чингису Сагалуеву собственный рисунок из раскадровки будущего фильма о войне «321-я сибирская». Фото: АиФ/ Роман Сизых

Именно этим и хороши возрожденные соревнования, что попробовать свои силы в них может любой человек и в любом возрасте. В Ольхонском районе, например, живут сразу две представительницы прекрасного пола, которые разбивали кости на турнирах наравне с мужчинами.

И спорт и заработок

Кроме титула чемпиона на турнирах по разбиванию кости можно еще и заработать материальный приз. Коммерческие соревнования также популярны. Причем «сорвать банк» может не только спортсмен, но и владелец кости, которую никто не смог победить. Одна из таких «золотых» костей не поддавалась несколько лет на самых разных турнирах. В коммерческих состязаниях каждый соревнующийся обычно кладет в банк небольшую сумму за подход. Если кость не разбивается, выходит следующий.

За три года федерация традиционных игр народов Республики Бурятии разыграла на чемпионатах два легковых автомобиля и один трактор. Эти призы предоставили районы, заинтересованные в вовлечении своих жителей в спорт.

Фото: АиФ/ Роман Сизых

Будущее древней забавы

Кстати:
Увидеть очередные соревнования по разбиванию кости можно будет в феврале 2016 года в дни традиционного праздника «Сагаалган» (Новый год по Восточному календарю). Пройдут они в поселке Аршан со статусом международных. Ожидается, что турнир посетят 500 гостей и в соревнованиях примут участие 200 спортсменов.
Идейный вдохновитель чемпионатов Гомбо Зурбаков уверен, что разбивание хребтовой кости вполне может стать общенациональной идей и представить Бурятию на таких серьезных соревнованиях, как Всемирные игры кочевников, где спортсмены соревнуются в этнических видах спорта. Более того, «hэер шаалга» уже готов выделиться в отдельную федерацию.

«Обязательно заявим о себе на Играх кочевников, это вопрос времени. Многие народы развивают свои этнические виды спорта, так почему же мы не можем показать свою культуру на весь мир? - говорит Гомбо Зурбаков. - Мы уже проводили массовые турниры не только в Бурятии, но и Тыве, Монголии. В ближайшее время планируем посетить Китай и провести показательные выступления там. Если по всему Прибайкалью наша игра будет известна и интересна зрителю, считаю, что это уже будет большое дело. К тому же, сейчас планируем вводить возрастные цензы. В турнирах смогут участвовать дети в своей возрастной категории до 14 лет, и даже пожилые люди. Думаю, очень важно, чтобы человек в любом возрасте был вовлечен, мог показать свое мастерство и получить признание».

Гомбо Зурбаков. Фото: АиФ/ Роман Сизых

Гомбо Зурбаков живет в небольшом селе Хойто-Гол в Тункинской долине. И ему хорошо известно, как спорт может повлиять на социум. Благодаря тому что Гомбо привлек к организации соревнований своих сельчан, в Хойто-Голе началась «культурная революция» - в деревне полностью запретили продажу водки и сигарет.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах