Примерное время чтения: 7 минут
1092

Национальный тупик. Грамотных учителей бурятского языка всё меньше

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 33. «АиФ в Восточной Сибири» 12/08/2015 Сюжет Бурятия: культура, события, люди
Национальные традиции - это не только песни и пляски.
Национальные традиции - это не только песни и пляски. / Дарья Галеева / АиФ

В нашу редакцию пару недель назад поступил звонок - встревоженный собеседник рассказал о закрытии этнорегиональной кафедры, занимающейся повышением квалификации учителей родного языка в Приангарье.

Как оказалось, история началась ещё в 2008 году, когда при объединении Усть-Ордынского Бурятского округа и Иркутской области информационно-методический центр Усть-Ордынского института повышения квалификации работников образования (ИПКРО) был реорганизован и вошел в состав Иркутского ИПКРО в качестве структурного представительства. А в 2015 году при объединении двух институтов - Иркутского ИПКРО и Института развития образования (ИРО) кафедру этнорегионального образования ликвидировали. Не стало специализированной структуры, которая занимается не только повышением квалификации учителей родного языка, но и разрабатывает методические пособия и рекомендации, проводит конкурсы профессионального мастерства, и в целом отвечает за многие процессы обучения родному языку в школах и детских садах.

Бросили на произвол судьбы?

Теперь учителям бурятского языка чтобы повысить квалификацию и пройти дополнительные обучающие лекции, да просто получить методическую литературу, нужно будет ездить в соседние регионы - Бурятию и Забайкальский край. Разумеется, за свой счёт.

«Сегодня областные чиновники, вместо того чтобы решать сложившуюся проблему, ставшую уже международной, способствуют полной ликвидации изучения родных языков в Иркутской области: ведь когда не станет грамотных учителей, не станет и обучения, - высказался однин из сотрудников кафедры, попросивший не называть его имени. - Ещё в 2006 году при объединении Иркутской области с Усть-Ордынским Бурятским округом власти обещали, что при этом у нас сохранится «особый статус», и бурятское население объединённой Иркутской области  получит все необходимые гарантии сохранения своей этнической особенности, национальной культуры и, в частности, языка. Сегодня, почти 10 лет спустя, мы наблюдаем полное расхождение слова и дела».

Фото: Из личного архива

Национальные традиции - это ведь не только народные песни и пляски, это развитие и популяризация языка, которые включают в себя кропотливый научный труд и создание актуальных методических материалов.

Кстати:
Между тем интерес к изучению бурятского языка в нашем регионе в последнее время значительно увеличивается. Так, в Иркутске сейчас организованы три курса бурятского языка (при государственном университете, Центре культуры коренных народов Прибайкалья и общественной организации «Союз Бурятской молодёжи»). Преимущественно курсы посещает взрослое население областного центра. Кроме того, в 2015 году в Иркутске впервые прошёл тотальный диктант по бурятскому языку. Проверить знание родного языка пришли более 60 человек.

«Мы изо всех сил стараемся привить любовь к изучению родного языка, стараемся сохранить бурятский язык и передавать его знание из поколения в поколение, - говорит педагог дополнительного образования по бурятскому языку из села Ныгда Оксана Сергеева. - Сейчас, к сожалению, количество учителей и так снижается, а с закрытием кафедры положение дел станет ещё хуже. Ведь все необходимые нам материалы мы берём на кафедре, все учебные пособия учитывают специфику нашего района и региона. И потом, как быть теперь с повышением квалификации? Получается, нас бросили на произвол судьбы? В этом году я проходила курсы для педагогов бурятского языка детсадов. Этнорегиональная кафедра разработала для нас специальный семинар, на котором мы узнали много нового и интересного, и всё это мы с удовольствием применяем на практике. Самое главное, дети с лёгкостью усваивают язык с помощью этих методик. И я знаю, что это не только моё личное мнение, так считают все мои коллеги всего региона».

«Совершенно другой уровень»

Сергей Шоткинов

Закрытие кафедры всколыхнуло многих: вся бурятская общественность считает это событие прямым ущемлением интересов коренного народа Сибири. Получается, что власть не заинтересована в сохранении и развитии языка коренных народов Сибири.

Общественная организация  «Союз бурятской молодёжи» уже направила письмо-обращение в министерство образования  и правительство Иркутской области с просьбой не закрывать кафедру.

«Если этнорегиональная кафедра действительно прекратит своё существование, то со временем однозначно ухудшится качество преподавания бурятского языка, у педагогов исчезнет мотивация его дальнейшего обучения, а у детей соответственно - его изучения, - считает председатель «Союза бурятской молодёжи» Сергей Шоткинов. - Такое положение дел неминуемо приведёт к скорейшему исчезновению языка целой народности». 

Спорт
В Иркутской области проживает более 80 тысяч бурят, в том числе почти 20 тысяч детей школьного возраста. В школах Иркутской области бурятский язык изучают около 2,5 тысяч учащихся. Их обучают 179 педагогов в 68 из 127 общеобразовательных организаций УОБО, а также в игровых формах - в 38 из 105 дошкольных образовательных учреждениях округа. Более 70 млн руб. выделяется ежегодно из областного бюджета на развитие бурятского языка, культуры и спорта в Усть-Ордынском Бурятском округе. Средства направляются на укрепление материально-технической базы дошкольных и общеобразовательных учреждений УОБО, повышение квалификации учителей родного языка. В категорию родного языка малочисленных народов входят эвенкийский, тофаларский, татарский и польский языки - это ещё около 200 учащихся в 8 школах.

Сономбал Содномов

«На нашей кафедре функционировала аспирантура, где обучались три аспиранта, - говорит сотрудник кафедры, доктор педагогических наук, профессор Сономбал Содномов. - И какова их судьба сейчас? Закрытие кафедры - это ощутимый удар по развитию и изучению родного языка в нашем регионе. Наши сотрудники занимались этнокультурными и этноязыковыми вопросами, любой преподаватель бурятского языка мог обратиться к нам и получить необходимые разъяснения по своему предмету, узнать на курсах креативные варианты преподавания, ведь мы стараемся шагать в ногу со временем, и поэтому всегда совершенствуем все методики. Сейчас кафедру будто бы заменили на центр, но это совершенно другой уровень. В центре нет возможности заниматься научной деятельностью, потому что нет аспирантуры». 

Учёные прогнозируют, что бурятский язык перестанет существовать к 2042 году. Но не случится ли это значительно раньше?

Официально:

Елена Осипова

Елена Осипова, и.о. министра образования Иркутской области:

«Мы не можем вопросы национального характера обойти стороной. Поэтому при объединении Иркутского ИПКРО и Института развития образования (ИРО) создан центр, который будет заниматься этнорегиональными вопросами. В перспективе, возможно, будет и отдельная кафедра. Сейчас идёт процесс набора штата для центра».

Комментарии

Александр Маглеев, руководитель Центра культуры коренных народов Приабайкалья:

«Я категорически против закрытия этнорегиональной кафедры, ведь она занимает одну из главных ниш в развитии и сохранении языков коренных народов Сибири нашего региона. Почему её ликвидировали в процессе объединения двух институтов для меня так же непонятно, как и то, кто теперь будет заниматься повышением квалификации учителей бурятского языка, тофаларского, эвенкийского. Думаю, всем миром нужно отстаивать кафедру».

Татьяна Тагарова доктор филологических наук, доцент кафедры бурятского языка ИГУ:

«Знаю, что на кафедре работают высококвалифицированные специалисты, доктора наук, профессора. Их основной профиль - этнопедагогика, когда учитываются все особенности преподавания в школах нашего многонационального региона. Если есть надежда возродить кафедру, то обязательно нужно это сделать. Она имеет большое значение для всей Сибири в целом».

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах