В нашу редакцию пару недель назад поступил звонок - встревоженный собеседник рассказал о закрытии этнорегиональной кафедры, занимающейся повышением квалификации учителей родного языка в Приангарье.
Как оказалось, история началась ещё в 2008 году, когда при объединении Усть-Ордынского Бурятского округа и Иркутской области информационно-методический центр Усть-Ордынского института повышения квалификации работников образования (ИПКРО) был реорганизован и вошел в состав Иркутского ИПКРО в качестве структурного представительства. А в 2015 году при объединении двух институтов - Иркутского ИПКРО и Института развития образования (ИРО) кафедру этнорегионального образования ликвидировали. Не стало специализированной структуры, которая занимается не только повышением квалификации учителей родного языка, но и разрабатывает методические пособия и рекомендации, проводит конкурсы профессионального мастерства, и в целом отвечает за многие процессы обучения родному языку в школах и детских садах.
Бросили на произвол судьбы?
Теперь учителям бурятского языка чтобы повысить квалификацию и пройти дополнительные обучающие лекции, да просто получить методическую литературу, нужно будет ездить в соседние регионы - Бурятию и Забайкальский край. Разумеется, за свой счёт.
«Сегодня областные чиновники, вместо того чтобы решать сложившуюся проблему, ставшую уже международной, способствуют полной ликвидации изучения родных языков в Иркутской области: ведь когда не станет грамотных учителей, не станет и обучения, - высказался однин из сотрудников кафедры, попросивший не называть его имени. - Ещё в 2006 году при объединении Иркутской области с Усть-Ордынским Бурятским округом власти обещали, что при этом у нас сохранится «особый статус», и бурятское население объединённой Иркутской области получит все необходимые гарантии сохранения своей этнической особенности, национальной культуры и, в частности, языка. Сегодня, почти 10 лет спустя, мы наблюдаем полное расхождение слова и дела».
Национальные традиции - это ведь не только народные песни и пляски, это развитие и популяризация языка, которые включают в себя кропотливый научный труд и создание актуальных методических материалов.
«Мы изо всех сил стараемся привить любовь к изучению родного языка, стараемся сохранить бурятский язык и передавать его знание из поколения в поколение, - говорит педагог дополнительного образования по бурятскому языку из села Ныгда Оксана Сергеева. - Сейчас, к сожалению, количество учителей и так снижается, а с закрытием кафедры положение дел станет ещё хуже. Ведь все необходимые нам материалы мы берём на кафедре, все учебные пособия учитывают специфику нашего района и региона. И потом, как быть теперь с повышением квалификации? Получается, нас бросили на произвол судьбы? В этом году я проходила курсы для педагогов бурятского языка детсадов. Этнорегиональная кафедра разработала для нас специальный семинар, на котором мы узнали много нового и интересного, и всё это мы с удовольствием применяем на практике. Самое главное, дети с лёгкостью усваивают язык с помощью этих методик. И я знаю, что это не только моё личное мнение, так считают все мои коллеги всего региона».
«Совершенно другой уровень»
Сергей Шоткинов |
Закрытие кафедры всколыхнуло многих: вся бурятская общественность считает это событие прямым ущемлением интересов коренного народа Сибири. Получается, что власть не заинтересована в сохранении и развитии языка коренных народов Сибири.
Общественная организация «Союз бурятской молодёжи» уже направила письмо-обращение в министерство образования и правительство Иркутской области с просьбой не закрывать кафедру.
«Если этнорегиональная кафедра действительно прекратит своё существование, то со временем однозначно ухудшится качество преподавания бурятского языка, у педагогов исчезнет мотивация его дальнейшего обучения, а у детей соответственно - его изучения, - считает председатель «Союза бурятской молодёжи» Сергей Шоткинов. - Такое положение дел неминуемо приведёт к скорейшему исчезновению языка целой народности».
Сономбал Содномов |
«На нашей кафедре функционировала аспирантура, где обучались три аспиранта, - говорит сотрудник кафедры, доктор педагогических наук, профессор Сономбал Содномов. - И какова их судьба сейчас? Закрытие кафедры - это ощутимый удар по развитию и изучению родного языка в нашем регионе. Наши сотрудники занимались этнокультурными и этноязыковыми вопросами, любой преподаватель бурятского языка мог обратиться к нам и получить необходимые разъяснения по своему предмету, узнать на курсах креативные варианты преподавания, ведь мы стараемся шагать в ногу со временем, и поэтому всегда совершенствуем все методики. Сейчас кафедру будто бы заменили на центр, но это совершенно другой уровень. В центре нет возможности заниматься научной деятельностью, потому что нет аспирантуры».
Учёные прогнозируют, что бурятский язык перестанет существовать к 2042 году. Но не случится ли это значительно раньше?
Официально:
Елена Осипова |
Елена Осипова, и.о. министра образования Иркутской области:
«Мы не можем вопросы национального характера обойти стороной. Поэтому при объединении Иркутского ИПКРО и Института развития образования (ИРО) создан центр, который будет заниматься этнорегиональными вопросами. В перспективе, возможно, будет и отдельная кафедра. Сейчас идёт процесс набора штата для центра».
Комментарии
Александр Маглеев, руководитель Центра культуры коренных народов Приабайкалья:
«Я категорически против закрытия этнорегиональной кафедры, ведь она занимает одну из главных ниш в развитии и сохранении языков коренных народов Сибири нашего региона. Почему её ликвидировали в процессе объединения двух институтов для меня так же непонятно, как и то, кто теперь будет заниматься повышением квалификации учителей бурятского языка, тофаларского, эвенкийского. Думаю, всем миром нужно отстаивать кафедру».
Татьяна Тагарова доктор филологических наук, доцент кафедры бурятского языка ИГУ:
«Знаю, что на кафедре работают высококвалифицированные специалисты, доктора наук, профессора. Их основной профиль - этнопедагогика, когда учитываются все особенности преподавания в школах нашего многонационального региона. Если есть надежда возродить кафедру, то обязательно нужно это сделать. Она имеет большое значение для всей Сибири в целом».