«Пропал мужчина, 55 лет, зовут Гассан Абдурахман ибн Хаттаб», – координатор поисковой операции с позывным Дэнчик зачитывает ориентировку. Имя «пропавшего» – шуточное, на ориентировке портрет старика Хоттабыча. Но всё остальное – как на настоящем поиске.
Это иркутские поисковики перед началом активного сезона поиска собрались, чтобы отработать межотрядное взаимодействие и дать опыт поиска тем, кто пока только задумывается присоединиться к работе волонтёров. Нашёлся ли «Хоттабыч», и кто может помочь в поисках реально пропавших людей, читайте в материале irk.aif.ru.
Чем больше людей, тем больше шансов
«Здесь собрались активисты поисковых отрядов «ЛизаАлерт» и «Оберег. Поиск детей», добровольцы-кинологи из отряда «Сарма» и ребята из объединения «Рысь», – перечисляет поисковик Варвара Буркова.
Всего в Иркутске на поиск может выйти до 50 подготовленных поисковиков, в резонансных случаях подключится несколько сотен неравнодушных граждан, но обычно людей не хватает, особенно летом, когда заявок на поиск может быть по несколько штук в день.
«Многие не решаются предложить помощь, так как не имеют поисковых навыков, – говорит Варвара. – Но это неверный подход. Наоборот, чем больше людей участвует в поиске, тем быстрее человека найдут. А если пропавший человек ослабел или одет не по погоде, счёт может идти на минуты».
Тех, у кого есть желание помогать, научат всему, что нужно, поставят в пару с опытным поисковиком. Даже если нет возможности работать в поле, всегда нужны те, кто будет обзванивать свидетелей и заявителей, распространять информацию по социальным сетям. Помочь может каждый.
Но, конечно, если участники поисков обладают хотя бы минимальными навыками, это лучше. Поэтому уже второй раз поисковики Иркутска устраивают учебный поиск. Для опытных волонтёров это возможность отработать взаимодействие между отрядами, а для новичков –возможность попробовать себя в условиях, максимально приближенных к «боевым», понять, что представляет из себя поиск пропавших, какие для него нужны навыки. В реальной ситуации человек с таким опытом уже будет иметь представление, что ему делать.
«Заря, ответь Лисе-4»
Мобильный штаб, – две ярко-оранжевых палатки и микроавтобус, – видно издалека. Учения проходят в незастроенной части иркутского Академгородка, где летом гуляют с собаками, а зимой катаются на лыжах.
Я подхожу, и мне сразу предлагают зарегистрироваться. Это нужно для многих вещей, в том числе, чтобы координаторы знали, сколько у них людей, а после окончания поиска никого не забыли «в лесу».
После небольшой вступительной речи новичков разбивают на четыре группы. Они будут учиться ориентированию на местности, работе с рацией, компасом, мобильным приложением и получат другие полезные навыки.
В каждом деле свои тонкости. Например, разбирая рацию, всегда надо сначала вытаскивать аккумулятор и только потом откручивать антенну. Иначе устройство может выйти из строя.
Отдельная премудрость – общение по радио. Позывные для радиосвязи одинаковые во всех регионах: штаб – всегда «Заря», пешая группа «Лиса», наземный транспорт – «Ветер» и так далее. Важную информацию передают, используя международный фонетический алфавит, как в фильмах: «альфа», «браво», «чарли»…
В том, чтобы двигаться в заданном направлении (например, по азимуту 170 градусов) тоже есть свои сложности. Казалось бы, чего проще, совместить стрелку компаса с севером и повернуть его на нужное количество градусов. Но на практике мы с моей напарницей Еленой, пройдя 50 метров, раз за разом ошибались на 4-5 метров относительно финишной точки.
«У «Лизы Alert» не самое простое оборудование, им надо уметь пользоваться. К тому же на всех его не купишь, это будет очень дорого, – говорит руководитель поискового направления благотворительного фонда «Оберег» Артём Шестаков. – Поэтому мы внедряем мобильное приложение «Оберег. Поиск детей». Там интуитивно понятный интерфейс, кроме того, мобильное приложение – идеальный вариант для тех, кто пока только хочет попробовать себя в поисковых задачах».
Приложение позволяет скачать ориентировку, видеть себя и других участников поиска, отметить точку на местности, где нашли возможно принадлежащие пропавшему вещи. Работает оно даже без Интернета, но в первую очередь ориентировано на поиск в городских условиях. В лесу без раций и навигаторов не обойтись.
«Найден, жив»
Затем каждую группу в сопровождении поисковиков-профи отправляют проверять полученные знания на практике. Сначала – прочёсывание территории.
«Вставайте в цепь так, чтобы видеть обувь соседа, обычно это означает 3-5 метров между соседями, – инструктирует участников Алексей «Тайгер» Нартов. – Смотрите не только перед собой, но и по сторонам, и выше уровня глаз. Не забывайте оборачиваться, иначе можете пройти мимо присевшего у дерева человека и не заметить его».
Получив каждая свой квадрат, поисковые группы прочёсывают территорию. Группу Варвары изначально направили не туда, пришлось возвращаться и начинать сначала в другом месте.
«Так бывает и в жизни, – говорит женщина. – может появиться новая информация, может сняться с поиска какая-то группа. Всякое случается».
Когда участник поиска что-то замечает, он громко говорит: «Стоп!», и вся цепь останавливается. Трогать находку руками запрещено, ведь исчезновение может носить криминальный характер. Если что-то нашёл надо позвать старшего, который сфотографирует обнаруженный объект, поставит отметку на карте, передаст информацию в штаб. И уже в штабе будут решать, что делать дальше.
Сначала поисковикам попадались ложные следы: забытый кем-то ремешок или ошейник, вязки обозначающие лыжный маршрут. Но вот наконец нашли одну из вещей, потерянных «Хоттабычем». Её изображает заламинированная карточка с нарисованным фонариком.
Когда все группы отработали свои участки, они получают карточки с координатами, выходят в заданную точку, где узнают, куда идти дальше. К моменту, когда группа достигнет пятой отметки, каждый участник успеет и проложить маршрут и провести сеанс связи со штабом. На финише их ждёт «свидетель», который видел пропавшего «буквально полчаса назад».
Следующий этап поиска – «работа на отклик». Группа идёт по лесу и через определенные промежутки зовёт пропавшего по имени. И в этом деле есть своя технология: надо выстроить маршрут так, чтобы не осталось зон, в которых вас не услышат, необходимо учитывать, что человек может не откликаться, а стучать палкой по дереву. Дети порой опасаются выходить на мужской голос.
Наконец, группа слышит долгожданное «Люди!». Ещё немного, и «Хоттабыч», которого играет поисковик Михаил, обнаружен. В соцсетях и на сайтах поисковиков появится сообщение «Найден, жив». Таким исходом заканчивается 80-90% поисков.
Кстати
Желающие участвовать в поисках со своей собакой могут обратиться в поисковый отряд «Сарма». Собака должна быть не старше 4 лет и дружелюбной по отношению к людям и другим собакам.