Как закалялась бамовская сталь. Будущая магистраль спасала Сталинград

Кадр из документального фильма «Волжская рокада». © / Из личного архива

В этом году Байкало-Амурская магистраль отмечает 45-летие. Официально большая стройка началась в 1974 году, спустя 30 лет после окончания Великой Отечественной войны.

   
   

Однако мало кто знает, что у этой дороги есть своя героическая страница в летописи наших побед над фашистскими войсками.

Ветеран стройки века

Коренной сибиряк, председатель областного совета ветеранов - строителей БАМа Василий Швайкин с юных лет участвовал во всесоюзных проектах, связанных с освоением Восточной Сибири. Сначала это была работа в молодёжных стройотрядах: возводил Братскую ГЭС, ЛЭП-500 и другие важные объекты. В 1968 году Василий Антонович возглавил сектор всесоюзных и областных ударных комсомольских строек в отделе Иркутского обкома комсомола. Он говорит, что тогда всё Приангарье можно было назвать сплошной строительной площадкой: здесь насчитывалось 13 всесоюзных и 5 областных ударных комсомольских строек. Со всей страны в строящуюся Сибирь приезжали тысячи комсомольцев.

«Молодые люди ехали сюда и организованными отрядами, и сами. Все хотели себя проявить и в конечном итоге построили наши прекрасные города и заводы. Практически за два десятилетия в Иркутской области появилось около десятка новых молодых городов, среди них Шелехов, Саянск, Братск, Усть-Илимск, Железногорск и другие. Только в Братске тогда было около трёхсот тысяч жителей, - вспоминает Швайкин.

По его словам, те большие стройки сыграли важную роль для демографии края. Люди, приезжавшие в Приангарье со всего Советского Союза, оставались здесь, заводили семьи. Сам он прожил в Братске 20 лет, перебравшись туда вместе с семьёй из Иркутска. Три года молодые супруги работали на строительстве западного участка магистрали, о котором Василий Антонович знает всё. И не только по схемам и чертежам - весь участок он буквально обошёл пешком.

Из Сибири - в фронтовое пекло

Василий Швайкин и рассказал мне, что история БАМа началась ещё до Великой Отечественной войны, а бамовские рельсы помогли спасти Сталинград от немецких захватчиков.

«Почти в 400 километрах от посёлка Тында на Транссибирской магистрали есть станция БАМ, от неё ещё в 1932 году решили начать строительство новой железной дороги. Но только спустя шесть лет начали возводить участок БАМ - Тында, - говорит ветеран. - В 40-м году его сдали в эксплуатацию и начали прорабатывать следующий - от Тайшета до Усть-Кута. Эту работу прервала начавшаяся война, и в 1942 году, когда наши солдаты бились за Сталинград, все рельсы с участка БАМ - Тында сняли и отправили туда. Из них сделали рокаду - дорогу, идущую вдоль линии фронта».

   
   

В сентябре 1942-го большая часть Сталинграда, включая железную дорогу и вокзал, была оккупирована. Город оказался отрезан от железнодорожных путей сообщения, и Волжская рокада стала для него спасением: по этой стратегической дороге к Сталинграду подвозили войска, боеприпасы и военную технику. И если бы не эта рокада, сложно представить, чем бы закончилась битва на Волге.

Кроме этого рельсы, доставленные из Сибири, в прямом смысле защищали город-герой. Военные сооружали из них противотанковую изгородь, вкапывая под углом на 2 метра в землю. Именно поэтому исследователи БАМа, причём не только в далёкой Амурской Тынде, гордо произносят фразу: «Рельсы БАМа помогли сломить фашистов в Сталинграде».

Кстати

Практически сразу после окончания войны стройка БАМа продолжилась. Уже в 1948 году снова начали прокладывать отрезок Тайшет - Лена, а в 1954 году строители-комсомольцы дошли практически до Братска.

Смотрите также: