Каскад аномалий. Самый известный метеоролог Приангарья о шутках погоды

«Предсказание погоды – это Математика» - Владимир Гонтарь. © / Из личного архива

Неделю назад иркутский Гидрометцентр сообщил жителям Приангарья о том, что первая половина марта выдалась в регионе прямо-таки жаркой. Температура воздуха оказалась на 5-9 градусов выше средних многолетних значений. Синоптики называли это яркой аномалией, объяснив, что такие погоды стояли в марте всего три раза за всю столетнюю историю наблюдений.

   
   

Впрочем, слово «аномалия» в последнее время повторяется довольно часто. О том, правда ли погода шутит с нами небывалые шутки, мы решили узнать, пожалуй, у самого известного метеоролога Приангарья - начальника отдела агрометеорологических прогнозов Иркутского Гидрометцентра, заслуженного метеоролога России  Владимира Гонтаря. Наш разговор совпал с Всемирным метеорологическим днём, который отмечают 23 марта.

Один из вопросов, который начал интересовать меня задолго до интервью: бывает ли так, что Владимир Иванович вышел на улицу без зонта и попал под дождь. В ответ он смеется: говорит, что такое иногда приключается, если, к примеру, прогноз не оправдался. Хотя признаётся: в дождливый период (к примеру, в июле выпадает больше всего осадков по области) метеоролог всегда носит с собою зонт, тем более он отлично помещается в его портфеле.

Досье:
Владимир Гонтарь родился в декабре 1938 года в Луганской области. Прошёл всю карьерную лестницу - от работника метеостанции в Хомутово до начальника отдела агрометеорологических прогнозов Иркутского Гидрометцентра. Также работал руководителем Иркутского Гидрометтехникума.

«О Боже! Как давно!»

- Вопрос про то, как давно я здесь работаю, вызывает смех у всех моих коллег, - рассказывает Владимир Гонтарь. - Одесский гидрометеорологический институт я окончил ещё в 1960 году и по распределению попал сюда. Распределиться на Кубань, в Поволжье, Прибалтику или Украину после учёбы было практически невозможно: слишком много желающих. Но любой выпускник должен был отработать три года обязательно. На Дальнем Востоке или в Сибири люди особо не задерживались - через три года писали письма в «тёплые» управления, где их, специалистов с опытом, принимали с радостью. Я тоже мог уехать, но задержался здесь, женился и до сих пор работаю.

А вопрос стал меня смешить после одной истории. Недавно на одной из наших станций появился новый дежурный метеоролог - совсем молодая девушка. Я решил узнать, как она у нас обосновалась, нравится ли ей работа. А она меня спрашивает: «Владимир Иванович, вы сами-то давно здесь работаете?». Ну я и ответил, что с 1960 года. На что она от удивления раскрыла глаза, воскликнув: «О Боже! Как же давно!»

Дарья Галеева, «АиФ в ВС»: Наверное, погоду вы уже можете предсказывать без всяких приборов?

   
   

Владимир Гонтарь: Сейчас погоду рассчитывают не приборы, а методы. Это скорее математика. Интуиция синоптика была важна в синоптическом методе, который использовали, когда я ещё учился. Принцип был такой: метеостанции наблюдают, передают информацию по телеграфу в центр, где синоптики вручную наносят «погоды» условными значками на карту. То есть метеоролог, зная законы физики, закономерности, процессы и фактическую погоду, отслеживал, как движется, скажем, холодный фронт. Вот тогда многое зависело от чутья синоптика, его трудолюбия. Сейчас методы уже совсем другие, работу выполняют на современных компьютерах.

- В последнее время в новостях очень часто пишут о погодных аномалиях. Правда ли, их стало так много?

- Начну с того, что уходящая зима в Приангарье оказалась очень необычной, с целым каскадом действительно редких явлений. Во-первых, началась аномально рано: в разных районах 30 сентября - 2 октября. В Иркутске - на 19 дней раньше средних многолетних сроков. За всю историю наблюдений (а это 80-130 лет) так рано холода приходили к нам лишь однажды - в 1968 году. Получается, повторяемость явления всего 1-2%, а у нас есть такой критерий: если повторяемость меньше 10% - значит, случай можно считать аномалией.

По нашим критериям, зима начинается, когда среднесуточная температура устойчиво переходит через ноль градусов в сторону холода. Однако на первом дне зимы аномалии не закончились: весь октябрь оказался на редкость морозным, на 5-7 градусов холоднее средних многолетних значений. Мы посмотрели статистику: за последние сто лет такими холодными октябри были только в 1974, 1961 и в 1912 годах.

«Тепло победило»

- Но в целом-то зима запомнилась жителям области как очень тёплая.

- Да, с последней пятидневки ноября температурный режим оказался полностью противоположным - теплее нормы. В итоге средняя температура зимы в Иркутске составила минус 10 градусов - это на 1,3 градуса теплее средних многолетних значений. Казалось бы, цифра незначительная. Но для периода в 18 декад - это существенное отклонение. Получается, началась зима с аномальных холодов, но в итоге тепло победило. И средняя температура уходящей зимы оказалась теплее средних многолетних значений.

Ещё одну аномалию мы зарегистрировали 26 февраля - в Иркутске столбик термометра поднимался в этот день до плюс шести градусов! Мы посмотрели, не рекорд ли это. Оказалось, что нет - абсолютный февральский максимум плюс 10,2 градуса наблюдали ещё в 1987 году. Но температура в плюс шесть градусов в феврале наблюдалась за 100 лет всего семь раз, а занчит, это аномалия.

- Наверное, у многих сейчас возник вопрос: такая зима - не признак ли глобального потепления?

- На основании одного года и даже нескольких лет делать такие выводы нельзя. Однако если посмотреть, например, на первую половину марта - такой тёплой погоды у нас не фиксировали ни разу до 1990 года. Это, конечно, уже даёт пищу для размышлений. То что потепление действительно есть, признают практически все в мировом научном сообществе, к примеру, 2015 год оказался в среднем по планете самым тёплым за всю историю наблюдений. Официальная точка зрения и Росгидромета, и Всемирной метеорологической организации: на потепление влияют антропогенные факторы - это парниковый эффект, вызванный ростом выбросов углекислого газа в атмосферу. Но есть и противники этой точки зрения, они утверждают, что человек не может влиять на такую глобальную систему и всё дело в солнечной активности. Они кстати, предсказывают, что аномально тёплый период должен смениться аномально холодным. Даже некоторые иркутские астрофизики говорили, что похолодает уже в 2016- 2017 годах, однако, как мы видим, пока этого не случилось.

- Кстати, говорят, что антропогенный фактор (к примеру, вырубка лесов) может влиять и на падение уровня воды в Байкале. Или  всё дело в дефиците осадков?

- Конечно, залесённость - фактор, благотворный для грунтовых вод, и масштабные вырубки леса могут влиять на природу, где всё очень хорошо зарегулировано: в тайге растёт мох, он впитывает осадки и постепенно их отдаёт в грунтовые воды. А если лес убрать? Ливень прошёл - и вся вода пронеслась мимо. К тому же, на безлесой территории больше ветров. Старожилы, которые жили в пойме Ангары (это Осинский, Балаганский районы), говорят, что раньше осадков на побережье было больше, а теперь ветер все облака сдувает и они проходят мимо.

Осадки распределяются очень неравномерно. Так, во второй декаде марта на большей части области (от Казачинска, Братска и Тайшета до южной границы) осадков вообще не было! А на остальной части если и были, то очень скудные. В итоге за десять дней выпало всего 0,3 мм при норме в 3 мм. За последние 50 лет такое было лишь в 2003 и в 1978 годах. Конечно, такой дефицит не сулит ничего хорошего - у нас продолжается маловодный период.