Деньги из «мусора»
Реформа РАН, грядущие перемены в академическом образовании, сокращение финансирования - всё это серьёзно тормозит исследовательскую работу.
Впрочем, по словам учёного, несмотря на такой «авитаминоз», в прошлом году достижений даже не российского, а мирового уровня добились во всех 14 иркутских научных институтах.
К примеру, химики разработали уникальный препарат для лечения атеросклероза - заболевания, накрывшего все страны мира, где люди увлекаются вредным фаст-фудом. Как пояснил Андрей Иванов, доктор химических наук, врио директора ИНЦ СО РАН, только США тратит на лекарства против этой болезни огромные деньги. При этом наше средство, которое уже прошло доклинические испытания, само по себе получилось довольно дешёвым, ведь сырьём для него служат остатки древесины, которые лесозаготовители считают мусором. Более того, для получения препарата нужно не 20-30 химстадий, как у аналогов, а всего одна.
По словам Бычкова, иркутяне добились успехов и в других исследованиях, связанных с восстановлением лесов после сильнейших пожаров, с ликвидацией последствий обмеления и зарастания Байкала вредными водорослями, с обоснованием происхождения алмазов и получения мелкозернистого золота.
«Бедный родственник»
- Один из крупнейших авторитетов науки академик Конторович высказался довольно жёстко в отношении Иркутской области. Сказал, что мы сидим на золоте, а жуём жёлуди, то есть фактически не используем те огромные природные ресурсы, которые у нас есть, - констатировал Бычков.
Ещё хуже дела обстоят с углеводородами: нефтью и газом. Целый год учёные в рамках интеграционной программы исследовали возможности опережающего развития Байкальского региона и пришли к неутешительным выводам:
«Сегодня мы добываем 14 млн баррелей нефти в год, но уже через 3-5 лет может произойти резкое снижение уровня добычи нефти, а через 10-15 вернёмся к цифре в 2,5 млн баррелей, - отметил Игорь Бычков. - Это означает, что нам практически нечего будет поставлять по трубе, она просто будет стоять пустая, - добавил Гладкочуб. - Чтобы этого не случилось, уже сейчас нужно вкладывать деньги в геолого-разведочные работы. Сегодня Иркутская область выделяет на это 3 млрд рублей и на фоне Якутии (27 млрд руб.) и Красноярского края (примерно 44 млрд руб.) выглядит каким-то бедным родственником. И если сейчас научный центр будет молчать об этой проблеме, то закончится всё для региона плачевно».