«Не хотим быть в резервации». Как новые границы нацпарка ограничат людей?

Что-либо строить в сёлах, если они попадут в зону нацпарка, будет запрещено. © / pixabay.com

20 июня состоялась очередная прямая линия с президентом России Владимиром Путиным. Однако в эфире не прозвучало ни одного вопроса от жителей Иркутской области. Хотя наши земляки направляли главе государства массу обращений.

   
   

Да, многие вопросы, обозначенные во время прямой линии, актуальны и для Приангарья. Это поддержка фермеров, дефицит медицинских кадров, сложности с реализацией реформы по обращению с ТКО. Все они из разряда «вечных», но всё же людям хотелось, чтобы президент их услышал и отреагировал на личную боль.

У молодёжи один выход – уезжать

Так, например, жители посёлка Еланцы Ольхонского района ждали на экранах телевизоров своё видеообращение к Путину, в котором они попросили не включать поселения в границы Прибайкальского национального парка. Люди боятся, что не смогут быть полноправными хозяевами своих домов и огородов и останутся жить «в резервации», потому что на землях нацпарка запрещена любая хозяйственная деятельность.

«Если дадут ход этому нововведению, то мы не сможем построить даже баню или сарай у себя на участках, не говоря уже о капитальных усадьбах, не сможем нормально пасти скот, заниматься фермерством. А как быть современной молодёжи? Ребята родились и выросли на байкальской земле, выучились, вернулись в родное село, а теперь у них один выход – уезжать! Ведь здесь молодым семьям нельзя построить дом, обналичить материнский капитал, завести хозяйство», – возмущается коренная жительница посёлка Еланцы Валентина (свою фамилию женщина попросила не называть).

В такой неопределённости Ольхонский район живёт не один год. Прибайкальский нацпарк был создан в 1986 году, но до сих пор часть границ не уточнена и не поставлена на кадастр, так что ни местные жители, ни муниципальные власти, ни руководство парка, ни органы юстиции толком не понимают, где заканчивается особо охраняемая природная территория и начинаются сельхозземли и земли районов.

Чтобы исправить эту ситуацию, в январе нынешнего года президент в своём Послании Федеральному Собранию поручил Минприроды РФ провести ревизию всех заповедных природных зон России и поставить их на кадастровый учёт.

Схему переиграли

У Иркутской области ещё в 2018 году была готова и согласована схема границ нацпарка, в которую не входили населённые пункты, дороги, линии электропередачи. Местным жителям демонстрировали её на сельских сходах и предлагали одобрить. Большинство так и сделали. Однако месяц назад Министерство природных ресурсов и экологии РФ спустило в регион новый документ, согласно которому в нацпарк всё-таки предлагается включить населённые пункты.

   
   

В Хужире и Еланцах начали проводить народные сходы, митинги, писать жалобы и протесты во все инстанции. И людей можно понять: они поколениями жили, вели хозяйство на своих землях, строили дома, а теперь им запрещают любые манипуляции со своим имуществом.

Введённые ограничения скажутся и на социально-экономическом развитии Ольхонского района. На территории национального парка уже никак не построишь новый ФОК, поликлинику, школу, не проложишь трубопровод, ЛЭП или дорогу. Капитальное строительство на охраняемых природных территориях под запретом. Даже тушить леса в случае пожара придётся по-особому – только силами «Заповедного Прибайкалья».

Региональные власти прекрасно это понимают, поэтому встали на сторону простого народа. На прошлой неделе в Москву ушло письмо с просьбой не нарушать конституционные права граждан и пересмотреть границы нацпарка. «Социальная напряжённость накаляется с каждым днём, жители готовы выйти на улицы и отстаивать свои права в протестных акциях», – говорится в обращении под подписью губернатора.

Кстати

Жители городов и посёлков вдоль Байкала сегодня ждут ещё один важный законопроект – о смягчении режима экологической экспертизы на Байкальской природной территории. Его автор - Министерство природных ресурсов.

В 2016 году, когда появились результаты первых экологических экспертиз, стало понятно, что это нововведение нужно отменять для объектов социального назначения, расположенных за пределами Центральной экологической зоны. Потому что процедура настолько длинная, что в неё просто невозможно уложиться в рамках финансового года. В итоге у муниципалитетов возникают проблемы с освоением бюджетных средств, выделенных на возведение школ, детсадов, ФАПов и даже обычных спортивных площадок.

В 2017 году президент поручил правительству внести изменения в закон. Срок был обозначен до конца 2017 года. Однако Минприроды представило законопроект только сейчас. Новый документ разрешает не проходить экологическую экспертизу при строительстве объектов социального назначения, при этом точный их перечень не прописан. Депутаты Госдумы готовы принять законопроект в первом чтении пока в «сыром» виде, но с условием, что ко второму чтению документ доработают.

Смотрите также: