В высшей школе Приангарья одной точкой напряжения стало меньше. Судьба иркутского «иняза» решилась – учебное заведение из состава Московского лингвистического университета перейдёт в ИГУ. Тем временем страсти продолжают кипеть в аграрном вузе.
Иностранная развязка
15 июня 2016 года стало началом отсчёта нового этапа жизни бывшего иркутского «иняза», который в 2012-ом был признан неэффективным и лишился самостоятельности, став филиалом Московского государственного лингвистического университета. В прошлую среду работники «иняза» на общем собрании с участием ректора головного вуза и представителей федерального Минобра ещё раз высказались за то, чтобы их институт работал в составе Иркутского госуниверситета. Аналогичное желание изъявили и студенты. В течение лета состоится реорганизация, иркутский филиал МГЛУ юридически ликвидируют, всех его учащихся – их осталось порядка 700 - и работников с сохранением зарплат и должностей переведут в ИГУ, туда же передадут имущество. Все бюджетные места сохранятся. С 1 сентября, как и положено, учебный процесс продолжится, обещает заместитель директора департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобра Святослав СОРОКИН. Но учебное заведение будет уже в другом статусе, а станет ли он факультетом ИГУ или институтом, это должен решить учёный совет классического университета. По словам его ректора Александра АРГУЧИНЦЕВА, ИГУ, который ранее уже принял в свой состав Восточно-Сибирскую государственную академию образования, готов присоединить к себе и «иняз», хотя решение МГЛУ о ликвидации филиала и стало «достаточно неожиданным».
Неожиданным было и само известие о том, что институт не прошёл аккредитацию по 13 образовательным программам, с которого вуз опять залихорадило. Это случилось в разгар учебного года. Когда студенты выпускных курсов уже готовились к итоговым испытаниям, грянул гром среди ясного неба. Чтобы получить диплом, им пришлось срочно переводиться в другие вузы.
- Процедура государственной аккредитации носит заявительный порядок, и заявление вуз подал по истечении срока действия свидетельства о государственной аккредитации, - поясняет Святослав Сорокин. - Аккредитационный орган не имеет права принимать какие-то отсроченные решения.
Отстаньте от вузов!
- И это результат излишнего государственного вмешательства и неквалифицированной политики, которую проводит министерство образования, - считает он. – Это привело к системному кризису. Нас задавили бюрократией, постоянно трясут комиссии. В кого превратился преподаватель? Он сидит и строчит бумаги. Во главу аграрного вуза чиновники из каких-то своих соображений поставили проректора по административно-хозяйственной части, и он загнал университет в тупик. Теперь придумали опорные вузы. Глупая идея. Но в постановлении об их создании есть оговорка: оно не касается Москвы и Санкт-Петербурга. То есть бить разрешили всех, кроме столиц. Уже самой этой оговоркой чиновники признают, что реформа сомнительна. Между тем в одной только Москве десять экономических вузов и четыре медицинских. Вот где требуется слияние учебных заведений. Но вместо этого объединяют разнопрофильные университеты в провинции».
По мнению Михаила Винокурова, лишать самостоятельности Восточно-Сибирскую государственную академию образования и лингвистический университет не было никаких причин. Он убеждён, что ситуация с признанием их неэффективными порождена чиновниками искусственно.
Неправильной он считает и систему финансирования российских вузов и приёма абитуриентов. «Во-первых, сейчас по уровню финансирования на студента мы на уровне Болгарии и Албании, то есть предпоследние в Европе, - говорит профессор. – Во-вторых, ошибочен сам принцип подушевого финансирования, при котором вузы вынуждены держаться за студентов, боясь отчислить слабых. Почему бы исходить не из числа студентов, а из качественных расчётных показателей? Во многих европейских странах давно работают по-другому: школьник имеет право подать документы в любой вуз и быть зачисленным, но в течение трёх семестров должен доказать, что способен учиться, и, как правило, неспособные вылетают после первого-второго семестра. Это самая объективная система».
Стоять на своём
Однако это не означает, что регион и вузы должны смириться и покорно выполнять указания сверху. Совместными усилиями надо добиваться права быть услышанными, доказывать, что те или иные действия могут привести к нежелательным последствиям. Надо самим занимать принципиальную позицию и требовать того же от тех, кто вершит судьбы вузов.
- Катастрофы никакой нет, но так относиться тоже нельзя, чтобы преподаватели, вплоть до ректора, стояли в обороняющейся позиции вместо того, чтобы читать лекции, - говорит Андрей Хоменко. – Но на самом деле 90-ые годы были более тяжёлыми, и высшая школа тогда выжила. И сейчас, думаю, выход один – консолидироваться региональной власти и совету ректоров. И вместе все вопросы мы решим, не устраивая шоу. Надо только понять, что самое главное – это интересы студентов и абитуриентов. И я бы не стал говорить о неконкурентоспособности наших вузов. Люди уезжают отсюда не из-за того, что здесь плохое образование, а из-за низкого уровня жизни.
Иркутские вузы дают хорошую подготовку, что подтверждает большое число их выпускников на всех крупных предприятиях Иркутской области, говорит начальник управления по связям с общественностью ИрНИТУ Сергей ПРЕДЕИН. «Уже был прецедент, когда потребовалось в течение года единовременно представить 400 специалистов, и наш вуз с этим справился, - подчёркивает он. – Абитуриенты смотрят, где получить такую профессию, чтобы быть востребованным, и мы можем удовлетворить их потребности, идём в ногу со временем и оперативно подстраиваемся под требования рынка труда. Недавно у нас открыл свою специальную магистерскую программу Аркадий Литвин, который является архитектором, техническим и бизнес руководителем по сетям, продуктам и сервисам, финансовым оценкам и продаже продуктов, связанных с облачными технологиями, хранением, защитой и обработкой больших массивов данных. Руководил проектами по Центрам обработке данных территории США, Японии, Китая, Гонконга, Индии и ряда стран Европы. Обладает серией патентов в области хранения данных, имеет научную степень кандидата наук и диплом физика. Специалисты, обучившиеся по данной магистерской программе, смогут не только обслуживать Дата-центры и современные IT-инфраструктуры, но и создавать новые облачные продукты и услуги, специализироваться на современной обработке, хранении и защите информации для любых заказчиков России и мира.
Сегодня в России этому никто не учит вообще, а ИРНИТУ набирает магистратуру, с первого сентября начнутся занятия. Но стоит помнить, что вместе с подготовкой востребованных кадров перед вузами стоят и другие задачи. В прошлом году ИрНИТУ по плану должен был заработать 300 млн рублей, по факту заработали 400. Через несколько лет мы должны будет зарабатывать в три раза больше. Как? Если не перестроимся и не станем университетом 3.0, то есть вузом нового поколения, нам эту задачу не выполнить.
Кстати
Неспокойной остаётся обстановка в Иркутском государственном аграрном университете, где в декабре прошлого года освободили от должности ректора Геннадия Такаландзе, в период работы которого в вузе возникали задержки зарплаты. За это он привлекался прокуратурой к административной ответственности. Также он проходит по уголовному делу о незаконном выделении земель университета дачному некоммерческому товариществу.
В редакцию «АиФ в ВС» на прошлой неделе обратились преподаватели вуза и рассказали, что задержки зарплаты, которые начались в 2014 году, так и не прекратились. Например, деньги за декабрь 2015 года и январь-апрель 2016-го коллектив получил только в середине мая, а теперь ждёт майскую зарплату. «Впереди пора отпусков и сотрудники университета остаются без средств к существованию до неизвестного времени. В коллективе зреет острая социальная напряжённость», - рассказал сотрудник ИрГАУ, который попросил не называть его имени.
Преподаватели готовят письмо президенту Владимиру Путину с просьбой вмешаться в ситуацию, а также иск в суд к министерству сельского хозяйства РФ. Они говорят, что подавать в суд непосредственно на университет не видят смысла, поскольку даже в случае решения в их пользу ничего от него не получат, поскольку у вуза просто нет средств.
Смотрите также:
- Под катком прогресса: потеряв два вуза, Иркутская область оказалась в тренде? →
- Слиться в образовании. Укрупнение вузов вызвало неоднозначную реакцию →
- По стопам «иняза».Что происходит с Байкальским госуниверситетом? →