Примерное время чтения: 10 минут
180

Под катком прогресса: потеряв два вуза, Иркутская область оказалась в тренде?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 13. «АиФ в Восточной Сибири» 27/03/2013
Фото Анастасии Михельсон

Иркутск, 27 марта – АиФ-ВС. В нашем регионе, увы, без потерь не обошлось. Из четырёх образовательных учреждений, у которых вдруг проявились признаки неэффективности, «в живых» остались только два: мед – в силу своей специфики и сельхозакадемия, которой пока «прописали» оптимизацию. Конечно, в вузовской среде обеспокоены тенденцией сокращения количества вузов, но вместе с тем некоторые эксперты уверены, что ситуация разрешилась далеко не самым худшим образом. Более того, мы даже движемся в русле общемировой практики, которая подразумевает создание «больших университетов».

Приговор вынесен

Вообще положение дел в высшей школе региона настораживает. С учётом ликвидации ИВВАИУ получается, что за период с декабря 2008-го по сегодняшний день мы лишились уже трёх самостоятельных вузов. Наверное, так же стремительно только заводы в «лихие» девяностые закрывались.

Тревожным сигналом к тому, что ряды университетов вновь поредеют, стало попадание наших иняза (Иркутского государственного лингвистического университета) и педакадемии (Восточно-Сибирской государственной академии образования) в группу участников мониторинга, нуждающихся в реорганизации. Заговорили о всевозможных вариантах слияния-поглощения. Первой прояснилась судьба «педа» - в скором будущем он станет структурным подразделением классического университета.

- Я знаю мнение о том, что если бы ВСГАО не выступила с инициативой о присоединении, Министерству было бы сложно настаивать на таком решении вопроса, и всё осталось бы, как прежде. Есть и другое мнение – о том, что ВСГАО следовало присоединиться к «нархозу», - рассказал «АиФ в ВС» проректор ИГУ по внешним связям Сергея ЯЗЕВ. – На мой взгляд, на данном этапе лучше всего было бы вообще не принимать никаких решений. Я считаю, что все традиционные иркутские вузы вполне могли бы успешно существовать самостоятельно и эффективно.

Тем не менее, приговор вынесен и будет приводиться в исполнение. Сегодня, по словам Сергея Арктуровича, создан первый вариант плана обязательных действий на предстоящие полтора года. Однако в документе изложено видение процесса иркутской стороной, учредитель же в лице Минобрнауки вправе принять и иную стратегию, например, более сжатую по срокам. Главное – сделать всё максимально осторожно и продуманно, чтобы не пострадали ни люди, ни дело.

Правда, соответствующего приказа «свыше» о слиянии вузов, как сообщил ректор ВСГАО Николай ПЕРЯЗЕВ, пока нет, поэтому процесс реорганизации, на который отводится не более года, ещё не стартовал:

- До завершения всех процедур мы сохраняем статус самостоятельного учебного заведения, и нынешние выпускники получат дипломы академии. Да и в течение первого года «совместной жизни» вряд ли возможны изменения, поскольку для появления общих образовательных проектов требуется время. Что касается возможного объединения факультетов, то технически сделать это очень сложно, поэтому действовать здесь нужно эволюционным путём, который может занять много лет. Сокращений штата я тоже не прогнозирую, поскольку у нас нет лишних кадров, а значит, любое увольнение обернётся нехваткой преподавателей, что ставит под угрозу выполнение госстандартов.

Кстати, признанные неэффективными педагогические вузы сумели отстоять свою самостоятельность в Ульяновске и Красноярске, хотя кемеровский пед также попал «под крыло» госуниверситета.

Сохранили лицо?

А вот министерский приказ о новом статусе ИГЛУ уже появился на свет, в середине марта, подписан и план-график реорганизации, в результате которой единственный за Уралом иняз превратится в филиал московского лингвистического университета.

- Такой вариант развития событий мы рассматриваем как наиболее благоприятный. Прежде всего, с точки зрения сохранения образовательных программ и коллектива, - призналась нашему изданию проректор по научной работе ИГЛУ Татьяна СЕМЁНОВА. – С головным вузом мы тесно сотрудничаем последние 30-40 лет, у нас совпадают и цели развития, и сферы деятельности. Думаю, ни в одном другом иркутском вузе наша миссия не стала бы приоритетной. В статусе же филиала МГЛУ нам удалось не просто сохранить профиль, но и расширить его, ведь мы станем Евразийским лингвистическим институтом в городе Иркутске. Думаю, получить такой диплом даже престижнее.

Кстати:
Иркутский мед, по словам ректора, продолжает работать в прежнем режиме (после исключения его из «чёрного списка» все как-то успокоились) и вовсю готовится к приёму новых абитуриентов. Нет сомнений о дальнейшей судьбе и в сельхозакадемии. Как пояснил проректор по учебной работе Ярослав ИВАНЬО, уже принята и реализуется программа развития вуза с учётом оптимизации до 2015 года. Причём руководство сделало акцент на укреплении материально-технической базы и кадровых вопросах. Между тем очередной мониторинг Минобра запланирован на осень-2013…

Кроме того, проректор опровергла информацию о том, что всё имущество иркутского вуза переходит москвичам – учредителем обоих университетов было и остаётся Министерство образования и науки РФ, а собственность у каждого – лишь в оперативном управлении. Не пострадают и студенты: форма и условия обучения для каждого остаются прежними. Однако сами ребята «филиализацией» своей Alma mater не сильно довольны.

- Объединение, пусть даже с московским вузом, – это, конечно, не совсем то, чего хотели студенты. Мы просто хотели... не знаю, второго шанса, может быть. Мы бы постарались доказать, что никаких «признаков неэффективности» у нас нет или постарались бы их исправить, - говорит третьекурсница Дарья. – В любом случае, конечно, лучше быть под эгидой вуза того же профиля, чем госа или нархоза. Но если смотреть шире, то вам самим бы понравилось «быть под кем-то»?

С одной стороны, считает заместитель декана истфака ИГУ Алексей ПЕТРОВ, руководство ИГЛУ можно поздравить, ведь «быть директором филиала московского вуза за пять тысяч километров – это всё равно, что остаться маленьким королём». С другой стороны, считает эксперт, новый статус – лишь временное спокойствие:

- Есть опасение, что со временем он может перестать нравиться головному офису. Что тогда станет с коллективом и студентами?

В целом же, по мнению доцента ИГУ Сергея ШМИДТА, министерская весть о «неэффективности» настолько деморализовала начальство и профессиональные коллективы фактически упраздняемых вузов, что на сопротивление те не были способны (несмотря на то, что совсем недавно ВСГАО, как мы помним, оказала достойное сопротивление попыткам навязать ректора со стороны):

- Они воспользовались единственным шансом «сохранить лицо» - имитировали инициативность, «попросившись» в другие вузы. В общем, ситуация разрешается пусть и не наилучшим, но далеко не самым наихудшим образом.

Верной дорогой идём?

Мы попросили представителей вузовской общественности Приангарья поделиться мыслями о том, в каком направлении в принципе должна развиваться высшая школа в регионе и каковы шансы на формирование федерального университета в Иркутске.

Сергей Шмидт, доцента ИГУ: «Случившееся, с одной стороны, в каком-то смысле «объективный» процесс. «Большие университеты» - это общемировая практика, образование в них, конечно же, качественнее, студенческая жизнь насыщеннее, чем в малых и средних вузах. Им легче конкурировать за абитуриентов и, чего уж греха таить, засвечиваться в столь важных сейчас рейтингах. С другой стороны, это ломка традиций, коллективных идентичностей, складывавшихся десятилетиями. Нет никакого сомнения, что процесс слияния будет очень болезненным для коллективов, ударит по судьбам многих людей. Можно сказать, что иркутские вузы попали под каток прогресса.

Что касается шансов создания федерального университета, то они около нуля. Поезд ушёл и довольно давно. В Сибири уже достаточно с точки зрения федеральной власти «федеральных университетов». Маловероятно, чтобы вуз с таким статусом открыли в Иркутске, учитывая, что есть такой университет в Красноярске (городе-миллионнике). Опять же нет концепции Иркутского федерального университета, нам просто нечего предложить всё решающей Москве».

Николай Перязев, ректор ВСГАО: «В мире есть две системы, каждая из которых имеет как плюсы, так и минусы: либо существование в городе множества профильных вузов, как у нас, либо одного крупного госуниверситета в окружении частных. Сейчас запущен процесс объединения, это государственная политика, а значит, неизбежный процесс. И если мы его начали, то надо продолжать. Важно не допустить половинчатых решений, когда от одной концепции ушли, а до другой не дошли. Считаю, нам надо все вузы объединить в один мощный государственный университет, где будет общие кампус, библиотека, стадион, при нём могут действовать различные колледжи – как, например, в Америке. С экономической точки зрения это крайне целесообразно. И вот когда такой вуз у нас появится, можно будет выходить с инициативой о создании федерального».

Сергей Язев, проректор ИГУ по внешним связям: «Если рассматривать долговременные тенденции, то очевидно, что будущее за крупными вузами, которые должны превращаться с мощные центры образования, науки и культуры, формирования элиты, генерации новых бизнесов. С этой точки зрения интеграция вузов в перспективе выглядит неизбежной. Но если кому-то всё равно пришлось бы объединяться, то конечно, именно ИГУ и ВСГАО – как раз те вузы, слияние которых мне представляется наиболее естественным и логичным.

Вопрос создания федерального университета в Иркутске, насколько мне известно, будет рассматриваться на высоком уровне в Москве. Думаю, что ещё в течение текущего учебного года принципиальное решение (да или нет) будет принято. Сейчас многие привыкли говорить о том, что российская практика создания федеральных университетов путём механического объединения разнородных вузов себя не оправдала. Отчасти это так. Тем не менее, я уверен, что в случае принятия решения о федуниверситете в Иркутске именно у нашего региона есть неплохой шанс реализовать достойный проект, которым можно будет гордиться».

Игорь Малов, ректор Иркутского медуниверситета: «Мы идём по европейскому пути, который предполагает создание крупных университетов. Если говорить об интеграции в образовательное пространство Европы, Болонском соглашении, увеличении мобильности студентов, наверное, в этом есть рациональность. Главное, чтобы в ходе такой перестройки не пострадали конкретные люди, чтобы не было сокращений, сохранилась или, может, даже усилилась социальная защищённость преподавателей и студентов».

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах