Неравенство труда. У детей искаженное представление о профессиях

Сегодня востребованы в регионе почти 80% - это рабочие и технические специалисты, люди, имеющие среднее профессиональное и инженерное образование. © / Александра Горбунова / АиФ

Рабочие профессии нуждаются в хорошей рекламе. Средствам массовой информации следует чаще писать о людях труда, а профориентацию школьников нужно начинать, как можно раньше. Об этом говорили участники круглого стола, который состоялся в пресс-центре «АиФ в ВС» на тему популяризации рабочих профессий. Эксперты были единодушны: чтобы к моменту окончания школы у ребёнка сформировалось уважительное отношение к рабочим специальностям и чёткое понимание того, кем он хочет стать, в течение всего детства у него перед глазами должен быть положительный пример работяги. И ничего грубого в этом слове нет.

   
   

Цель – красиво жить

О том, что на рынке труда переизбыток юристов и экономистов, общество давно в курсе. Предложение превышает спрос, не устроившиеся по специальности выпускники работают кем придётся. А вот обратная ситуация: бетонщиков, каменщиков, водителей, плотников, штукатуров, арматурщков, монтажников и других рабочих остро не хватает. В этом случае предложение спрос не удовлетворяет. По данным, которые даёт министерство труда и занятости Иркутской области, из тех кадров, которые сегодня востребованы в регионе, почти 80% - это рабочие и технические специалисты, люди, имеющие среднее профессиональное и инженерное образование.

- В своё время произошёл какой-то перекос в сознании людей, которые стали считать, что рабочая профессия - это непрестижно и грязно, - говорит первый заместитель министра экономического развития Приангарья Вячеслав Козин. - Все хотят быть «белыми воротничками» - экономистами, менеджерами, юристами, ходить в костюмах. Но ведь эти профессии не создают добавленной стоимости, её создают рабочие профессии.

- Мы сегодня учим детей, родители которых стали жертвами перестройки. Звучит грубо, но это так, - объясняет этот перекос директор Иркутского техникума машиностроения им. Трапезникова Олег Ивкин. - Сегодняшние родители в большинстве своём не могут дать профориентационную направленность своему ребёнку.

И ребёнок делает выбор, исходя из того, что ему советует Интернет и телевизор, которые рассказывают не о том, что в полях работают суперсовременные комбайны, похожие на

космические корабли, а о том, как отрывается «золотая» молодёжь. Ориентируясь на такой контент, молодые люди выбирает не профессию, а образ жизни.

- У детей нет перед глазами положительного примера человека, который много работает и получает то, что заслуживает. Человека, у которого крепкая семья и стабильная работа. Положительного героя-трудяги нет, - констатирует иркутянин Станислав Погребинский, который придумал для школы, где учится его ребёнок, проект по профориентации детей.

   
   

«Быть механиком – круто»

Именно поэтому Станислав ограничил контакт своей дочери-девятиклассницы с телевизором. Радикальные меры семья начала предпринимать, когда поняла, что ребёнок, приближаясь к выпускному возрасту, не знает, кем хочет стать.

- У большинства наших друзей, у кого подрастают дети, такая же проблема. Поэтому мы объединились с родителями и решили познакомить детей с профессиями, - рассказывает Станислав. - Пришли в школу сами, привели знакомых, и каждый взрослый рассказал о своей профессии - от ФСБ до транспорта и медицины. Теперь хотим организовать экскурсии на предприятия. Наша цель - из первых уст дать детям информацию, чтобы в ближайшие три года они сделали выбор.

Самое главное - показать подросткам, что быть, например, автомехаником - это круто, потому что можно зарабатывать в два-три раза больше, чем юрист. И карьерных высот тоже можно достичь. И важно дать детям правильное представление о профессии, потому что сегодня оно у них если и есть, то искажённое.

- Например, ребята, которые идут учиться на автомехаников, видят в этом возможность бесплатно получить водительское удостоверение, потому что это предусмотрено образовательной программой. А ведь автомеханик - это в первую очередь специалист, который обязательно нужен, например, на предприятиях для обслуживания транспорта, - говорит Олег Ивкин.

В популяризации рабочих профессии важна роль не только родителей, но и, безусловно, школы. Ей надо менять приоритеты.

- Сегодня работу школы оценивают по тому, сколько её выпускников поступили в высшие учреждения, - говорит директор Иркутского колледжа экономики, сервиса и туризма Наталья Кудинова. - Пока такой подход будет существовать, школа продолжит ориентировать ребят на высшее образование. Даже если отчётливо видно, что кредо ребёнка - рабочая профессия, его в школе всё равно «вытянут», чтобы он пошёл в вуз. Потом он оттуда выйдет и… встанет в очередь за работой.

Зацепиться за эмоцию

Начинать «влюблять» детей в профессию надо буквально с детского сада, уверен заместитель министра образования Иркутской области Евгений Торунов.

- Наши усилия должны быть направлены на духовное, - говорит он. - Эмоциональное переживание для детского восприятия сильнее. Должна быть умная пропаганда, потому что сегодня нет положительного контента в противовес негативу, который идёт с экранов телевизоров или из Интернета. Поэтому надо учиться работать в тех условиях, которые есть, потому что это данность и её надо обратить на пользу. Критиковать их бессмысленно, они уже не изменятся.

А ведь привлечь детей есть чем. Мир не стоит на месте, он быстро меняется, технологии совершенствуются, появляются новые машины, навороченные пульты управления: самолёты строятся, коров доят, урожай собирают. Просто всё это нужно показывать детям. Когда они увидят всё своими глазами, тогда нужная эмоция зацепит сознание и в ребёнке зародится мечта стать таким же, как искусный механик или строитель.

Языком цифр:
По статистике, около 90% выпускников 11-х классов выбирают высшее образование. При этом только треть при выборе будущей профессии ориентируются на реальный спрос на рынке труда. Структура подготовки специалистов с высшим образованием также не соответствует требованиям рынка: 28% от общего числа студентов учатся по направлению «экономика и управление», почти 15% - «юриспруденция», около 8% - «техника и технологии наземного транспорта». Небольшие доли - от 3 до 6% - приходятся на сферы образования, геологии и геодезии, электро- и теплоэнергетики, строительства, медицины. Между тем, согласно прогнозу кадровых потребностей, до 2027 года в Иркутской области больше всего будут нужны работники со средним профессиональным образованием - 75%. С высшим образованием - 20%.