Животноводческим предприятиям нужны корма - значит, работа будет у растениеводов, молочным и мясным цехам нужно сырьё - следовательно, владельцам скота необходимо поддерживать поголовье.
Точно так же и уровень жизни на селе зависит от того, как себя чувствует агропромышленный комплекс. Если у него всё хорошо, значит, у сельчан есть работа, в казну поступают налоги, на которые строят школы и больницы. Но только при многократном увеличении государственной поддержки, аграрии Приангарья смогут нарастить мощности и обеспечить регион своими продуктами питания, убеждён депутат Законодательного собрания Иркутской области, первый заместитель генерального директора СХПК «Усольский свинокомплекс» Павел Сумароков.
За 15 лет - ничего нового
- Павел Ильич, правительство региона сейчас намечает ключевые задачи на ближайшие 15 лет. С учётом нынешнего состояния сельского хозяйства, какое место в этой стратегии должно быть отведено агропрому?
- Если не вдаваться в сухую статистику, а просто вспомнить, что было построено в Иркутской области с 1991 года, то уже по этому можно судить, в каком положении находится наше сельское хозяйство. За последние 15 лет площади посевных угодий сократились, производство мяса тоже, никаких новых сельхозпредприятий не построили, только закрывались действующие - Падунский мясокомбинат, Братская, Мельниковская, Карлукская птицефабрики. Основные объёмы производства сейчас приходятся на долю крупных организаций, которые обеспечивают нас мясом птицы, яйцом, молочными продуктами и овощами. И всем этим предприятиям примерно одинаковое количество лет - в пределах сорока. Поэтому развитие сельского хозяйства - задача первостепенной важности.
В стране объявлена политика импортозамещения, и отмечу, есть регионы, где вполне успешно с этим справляются. Например, в Белгородской, Курской, Орловской, Липецкой областях. Они не только вышли на стопроцентное самообеспечение мясом, но и продают его до самой крайней точки восточных рубежей страны. В западных регионах есть предприятия, которые инвестируют в своё развитие ежегодно десятки миллиардов рублей.
- Почему же у нас производства закрываются?
- Смотрите сами: в регионе значительно сократились площади зерновых культур. Не могут аграрии продать зерно. Во-первых, не развивается животноводство и нет потребности в увеличении поставок кормов. Во-вторых, хлебоприёмные предприятия обмельчали, стали частными и больше нет централизованного закупа зерна. Вот и нет покупателя.
Сокращается поголовье скота. Из-за того что содержать животных - дорого, маленькие хозяйства перестали существовать. Нерентабельно. На мелкие производства невыгодно покупать автоматизированные системы приготовления кормов, вентиляции. Если я, условно говоря, леплю один пельмень, то зачем мне машина, которая делает тонну продукции в час?
Я считаю ненормальной ситуацию, когда на один наш свинокомплекс, по последним данным статотчётности, приходится 90-92% всего поголовья свиней в Иркутской области. С одной стороны, не отрицаю, что предприятие оказалось в лучших условиях по той причине, что в советское время его построило государство и за 38 лет существования мы приумножили свои достижения, увеличили объёмы производства мяса. Если проектная мощность была 12,5 тыс. тонн мяса в год, или 108 тыс. голов по убою, то в 2015 году мы произвели почти 20 тыс. тонн, забив порядка 180 тыс. голов. И это за счёт модернизации - новых площадей не приобретали. «На свои» практически каждый год строим новые помещения, увеличиваем продуктивность животных. С другой стороны, чтобы наращивать объёмы производства, нужны капиталовложения больше, чем можем себе позволить. Поэтому маленькими шажками - один-два свинарника в год - строим, а основные инвестиции уходят в техническое перевооружение, капитальный ремонт старых зданий. Небольшим же линейным предприятиям вообще не под силу самостоятельно инвестировать в серьёзные проекты.
Капля в море
- Но в регионе же есть программы поддержки аграриев. Этого недостаточно?
- Государственная поддержка в Иркутской области ничтожна по сравнению с некоторыми другими регионами - теми же западными. Незначительные суммы не дают реальной помощи, чтобы можно было говорить об увеличении объёмов производства. На пустом месте невозможно заниматься бизнесом, надо инвестировать в строительство основных фондов, а что может сделать фермер на грант в 1,5 млн рублей?
У нас есть такой вид помощи, как субсидии на 1 кг произведённой продукции. Оправданно это или нет? На мой взгляд, в таком случае всех производителей ставят в одинаковые условия, это здоровая конкуренция - кто научился эффективно инвестировать и больше производить, тот и помощи получит больше. Я считаю, что такие субсидии надо увеличивать. Будет активная государственная политика по стимулированию сельскохозяйственного производства - будет развиваться село, потому что если бизнес работает, поддерживается, значит, мы получаем отдачу в виде новых рабочих мест и роста налогов, которые выразятся в построенных дорогах, детских садах, больницах.
Сегодня основная масса проживающих на селе - люди пожилого возраста. Молодёжь предпочитает уезжать в город, потому что в деревне нет работы, нормальной медицины, клубов, спортивных площадок. И, конечно, сельхозпредприятия испытывают дефицит рабочих кадров.
Сделал - заплатили
- А не расслабят ли аграриев большие субсидии? Русский человек - он ведь такой. Подумает, зачем вкалывать, если государство и так деньги даёт?
- Должна быть мотивация к труду, руководство предприятий должно ясно видеть цель, просчитывать и осознавать результаты своего труда, как и в любом другом бизнесе. Если предприятия будут понимать, что за каждый килограмм реализованной продукции они получат хорошую сумму, тогда с этой уверенностью на село станут приходить новые инвесторы. Почему настаиваю на форме субсидирования? Это возможность отследить, что предприниматель действительно произвёл продукцию и продал её. Ведь можно нарисовать на бумаге красивый инвестпроект, получить на его реализацию материальную поддержку сразу, ещё ничего не произведя, а потом купить себе на эти деньги элитную машину или построить дворец на морском побережье и не работать. Я говорю о том, что субсидии должны давать только тем, кто действительно произвёл продукцию, реализовал, отчитался, уплатил налоги. Заключил предприниматель с бюджетным учреждением договор о том, что будет поставлять туда мясо или молоко, значит, этот детский сад или школа могут подтвердить, что в течение года от такого-то фермера получили 100 тонн молока или 10 тонн мяса.
И все инвестиции должны быть возвратные. Бюджетная поддержка откуда появляется? Из налоговых отчислений, которые формирует бюджет. Вы работаете, платите налоги, и с этих же сумм вам опять помогают, чтобы вы производили ещё больше. Такой круговорот инвестиций.
И, конечно, чтобы получить государственную поддержку, мало одного желания заниматься бизнесом. Если человек не может отличить свинью от коровы, но просит миллиард рублей, чтобы построить сельскохозяйственный комплекс - разумеется, такому непрофессионалу нельзя давать деньги. Нужны критерии отбора. У претендента должен быть определённый опыт, если его нет - человек просто никогда не вернёт государству долг или использует деньги не по назначению. А на серьёзные суммы, я думаю, вообще вправе рассчитывать только те, кто имеет и собственное финансирование своего инвестпроекта.