Новый старый завод. Тулунский стекольный решили возродить

Композитная арматура удобнее стальной, её можно просто свернуть в бухту и разместить в багажнике легкового автомобиля. © / Из личного архива

Думаем, мало найдётся людей, особенно старшего возраста, кто не слышал про стекольный завод в Тулуне. Некогда он был одним из градообразующих предприятий города и его продукцию знали не только в Иркутской области, но и далеко за её пределами. В конце 90-х завод не смог вписаться в реальности новой экономики, и предприятие обанкротилось, а затем и прекратило существование.

   
   

И вот уже много лет мы чаще слышим о закрытии каких-то предприятий или о том, что на месте какого-то завода или фабрики вырос рынок или торговый центр. Новости же о том, что закрытое возродилось, заработало, бывают не часто. Но, похоже, у Тулунского стекольного появились шансы на вторую жизнь. Подробности - в беседе с инициатором проекта Денисом Шершеневым.

«Всё началось с 40 тысяч рублей»

Он родился и вырос в Тулуне, учился в Иркутске на инженера-электрика по специальности «Автоматика, телемеханика и связь на железнодорожном транспорте». После института три года отработал на железной дороге и решил уйти в собственный бизнес. Говорит, интересно было начать что-то «с нуля», своё, причём по специальности, в сфере связи.

- В 2005 году вместе с братом и другими единомышленниками решили заняться строительством оптоволоконных линий связи, - вспоминает Денис Павлович. - Стартовали с капиталом 40 тысяч рублей: на них купили ЗИЛ-130, с этого всё и началось. Вскоре заключили контракт с Транстелекомом на строительство линий связи, стали развиваться дальше, так и появилась компания «БайкалСвязьЭнергоСтрой».

С годами «БСЭС» превратился в группу компаний с разветвлённой структурой. В неё входят передвижные механизированные колонны, учебный центр, транспортный парк, торговый дом, трудится более 700 сотрудников. География работ - от Твери до Хабаровска, самый большой объём строительства на востоке страны: в Якутии, Амурской области, Хабаровском крае, Приморье.

Иван Бугреев, «АиФ в ВС»: И какой ваш профиль работ, чем занимаетесь?

Денис Шершнев: Вначале строили магистральные линии волоконно-оптической связи для операторов связи, энергетических компаний. Наиболее крупные проекты - магистральные ВОЛС для консорциума операторов на трассе Владивосток - Хабаровск. По заказу Ростелекома и Транстелекома выполнили строительство ВОЛС с переходом через реку Лену (впервые в истории Якутии) на участке Нижний Куранах - Томмот - Майя. До этого там была в основном спутниковая и радиосвязь. Выполняли контракт по оснащению Октябрьской железной дороги (Москва - Санкт-Петербург) устройствами безопасности: установили видеокамеры, тепловизоры. Очень сложный и дорогостоящий объект был, интересный с инженерной точки зрения. Когда со строительства магистральных линий операторы начали переходить на зоновые и оконечные, за ними пошли и мы. Открыли новое направление - строительство сетей широкополосного доступа. Начали смещать акценты, менять структуру наших механизированных колонн, для того чтобы они могли строить зоновые и городские ВОЛС, менять технопарк, обучать сотрудников. Открыли для себя и смежные отрасли - например, строительство высоковольтных линий электропередачи, стали развивать это направление. В июне 2012 года по оценке ведущей международной консалтинговой компании J’son & Partners Consulting, которая провела исследование «Анализ и оценка перспектив развития российского рынка строительства сетей связи», мы вошли в топ-10 компаний, на которые приходится около 70% рынка. Эксперты поместили нас на восьмое место по объёму выручки и четвёртое по протяжённости линий.

   
   
Стеклокомпозиты и стеклопластик - материалы будущего. Фото: Из личного архива

Не просто стекло, а стеклопластик

- Это всё замечательно, но какое отношение имеет к Тулуну и стеклу?

- Да, наша компания находится в Иркутске, но всегда, когда бывал в Тулуне и видел развалины стекольного завода, у меня, можно сказать, «сердце кровью обливалось». Было обидно за то, во что превратился завод, продукция которого в своё время была известна на всю страну, в том числе благодаря качеству сырья, наших тулунских песков. Всегда была мысль, что пропадает отличное производство и уникальное сырьё, ведь там два месторождения, одно даже ещё не начинали разрабатывать. Всегда была мысль, что с этим нужно что-то делать. Сейчас деятельность группы компаний «БСЭС» выстроена, отлажена, в том числе в дистанционном режиме, учитывая географию работ. Мы для этого специально внедряли современные управленческие решения и систему контроля качества. Можно сказать, что появились время и возможность вернуться к моим давним мыслям о возрождении производства на Тулунском стекольном заводе.

Кстати:
Перед началом практических работ компания обязательно проведёт открытое обсуждение и общественные слушания. Это принципиальная позиция её руководства. Также компания позиционирует себя как максимально открытую для общественности и прессы, поэтому здесь всегда готовы ответить на любые вопросы журналистов и предоставить информацию о ходе реализации нашего проекта.

- И как планируете его возрождать?

- Сразу оговоримся: это не возрождение старого производства в чистом виде. Даже по профилю производства и продукции будет совершенно новое предприятие. Мы планируем заняться производством стеклокомпозитов, стеклопластиков. Сейчас стеклопластики получают распространение всё в больших отраслях и изделиях, это весьма перспективная тема. Стеклопластик - один из наиболее широко применяемых видов композиционных материалов, особенно - в самолётостроении, кораблестроении и космической технике. Из этого материала делают трубы, которые выдерживают большое гидравлическое давление и не подвергаются коррозии, корпуса ракетных двигателей твёрдого топлива, радиопрозрачные купола и обтекатели различных антенн... С развитием технологий обработки и изготовления сложных конфигураций спектр его применения значительно расширился: от дверных, оконных профилей, бассейнов, водных атракционов  до легкомоторных самолётов. Материал обладает очень низкой теплопроводностью (примерно - как у дерева), прочностью, как у стали, биологической стойкостью, влагостойкостью и атмосферостойкостью полимеров, не обладает недостатками, присущими термопластам. В общем, можно сказать, что это - материал будущего, состоит он из волокна из стеклянной нити и связующего вещества. Так что всё опять будет начинаться с производства стекла, со стеклянной нити.

Принципиальная позиция

- Да, применение действительно огромное. И вы всё это собираетесь выпускать?

- Не всё и не сразу. Начать хотим с производства стеклопластиковой композитной арматуры. У нас есть в регионе определённые проблемы со стройматериалами, есть дефицит, связанный в том числе со стоимостью их доставки. При этом композитная арматура по характеристикам во многом превосходит стальную, в первую очередь потому, что не подвержена коррозии. Кроме этого - вес, превосходство по удельной прочности и многое другое. Даже доставка для строительства на даче: нужное количество композитной арматуры можно просто свернуть в бухту и разместить в багажнике легкового автомобиля. Со стальной так не получится.

- А обычное стекло производить не собираетесь? Вообще, что будет представлять ваше производство, какие масштабы?

- Как уже сказал, на начальном этапе планируем заняться производством композитной арматуры. По областному телевидению видел сюжет о том, что в Тулуне в полукустарных мастерских местные мастера делают декоративные изделия из стекла. Тема довольно интересная, возможно, откроем небольшой цех и по производству таких изделий.

И, конечно, будем развиваться дальше. В прошлом году мы создали инновационный инжиниринговый центр совместно с ИрГТУ, у нас есть собственные патенты на комбинированные типы кабелей, на программные комплексы, методику производства работ. Думаю, научный потенциал нашего центра, преподавателей и студентов сможем использовать и в развитии технологий применения стеклопластика. Уверен, и в этой области нас ждёт множество патентов, которые сможем использовать для расширения предприятия и видов выпускаемой продукции. Начнём, вероятно, с предприятия на 250-300 человек, а со временем сможем выйти и на тысячу работников - с учётом всех направлений и сопутствующих сервисов. Причём это будут высокотехнологичные рабочие места. Для экономики такого города, как Тулун, это будет совершенно не лишним.

- И на каком вы сейчас этапе?

- В начале октября мы зарегистрировали общество с ограниченной ответственностью «Тулунский завод стеклокомпозитов». Регистрация в Иркутской области, никаких Кипров, Каймановых островов и прочих офшоров, это наша принципиальная позиция. Сейчас ведём работу с Роснедрами по вопросу лицензии на местное месторождение песка, также ведём работу по определению площадки. Прежняя территория завода представляет собой фактически руины. Там нужно либо всё расчищать и строить заново, либо сразу выбирать другую площадку. Надеемся в этом вопросе на понимание со стороны местных властей. Выбираем производителя оборудования, разрабатываем инвестиционный проект.

Смотрите также: