Работу ОАО «Международный аэропорт Иркутск» проверили за 2017-2018 годы.
Результаты контрольного мероприятия обсудили депутаты Законодательного собрания Иркутской области во время заседания комиссии по контрольной деятельности, сообщает 12 августа пресс-служба парламента. Заместитель председателя Контрольно-счетной палаты Юлия Махтина напомнила, в 2015 году 100% акций ОАО «Международный аэропорт Иркутск» и его имущественный комплекс передали из федеральной собственности в региональную. Это было сделано, чтобы повысить эффективность авиатранспортного обеспечения Иркутской области. Условия передачи было прописаны в соответствующем соглашении. В частности, регион обязался увеличить пассажиропоток до 3 млн в год. Однако фактически пассажиропоток увеличен с 1,7 млн человек в 2015 году до 2,2 млн человек в 2018 году. При этом, по мнению аудитора, без проведения капитального строительства или реконструкции инфраструктуры аэропорта достижение этого показателя трудновыполнимо.
Также не были исполнены обязательства по внесению планов по строительству и реконструкции аэропорта в установленный соглашением срок – третий квартал 2015 года. Модернизация авиаузла появилась лишь в 2019 году в проекте Стратегии социально-экономического развития Иркутской области, который до сих пор не утверждён, и в областной государственной программе по развитию транспорта соответствующие мероприятия также не предусмотрены. Конкурс на привлечение инвестора по строительству нового аэропортового комплекса на условиях государственно-частного партнерства не объявлен, средства бюджета Иркутской области на это не предусмотрены.
Для того чтобы привести в нормативное состояние взлетно-посадочные полосы и другую инфраструктуру аэропорта необходимо около 10 млрд рублей. По мнению Юлии Махтиной, средств, которые аэропорт зарабатывает самостоятельно, на эти цели не хватит, несмотря на то, что чистая прибыль акционерного общества растет. При этом установлено, что аэропорт занимается благотворительной деятельностью, в частности, есть признаки оказания помощи политическим партиям.
Руководитель УФАС Иркутской области Александр Кулиш подтвердил, что служба установили факт попытки заключить договор с инвестором в обход конкурсных процедур. Кроме того, неоднократно выявлялись факты нарушения антимонопольного законодательства при установлении арендных ставок. Актуальным вопросом остается и ценообразование стоимости билетов – от жителей Иркутской области поступает большое число жалоб.
Председатель Законодательного собрания Сергей Сокол напомнил, что в федеральной целевой программе было предусмотрено 23 млрд рублей на модернизацию иркутского аэропорта, однако в связи с тем, что аэропорт был передан в собственность Иркутской области, он был исключен из программы. «Правительство области брало на себя обязательства создать новый авиационный узел, привлечь инвестиции, увеличить пассажиропоток до 3 миллионов человек. Все эти условия прописаны в соглашении. Ни один пункт не выполнен – фактически мы потеряли 23 миллиарда рублей! – подчеркнул Сергей Сокол. – А ведь речь идет об объекте федерального значения, о перспективах интеграции востока России в мировую систему авиаперевозок. Поэтому если мы говорим об успешном развитии Иркутской области, об ее инвестиционной, туристической привлекательности, то строительство нового авиаузла – одна из стратегических задач, стоящих сегодня перед нами».
Депутаты также подняли тему плачевного состояния северных аэропортов Иркутской области и высокой стоимости авиабилетов до областного центра. Председатель комитета по собственности и экономической политике Николай Труфанов отметил, что процедура банкротства предприятия, являющегося собственников аэропорта в Киренске и Ербогачене, длится уже 7 лет, пока она не будет завершена, невозможно принять какие-либо меры для строительства новых зданий. Председатель комитета по социально-культурному законодательству Ирина Синцова добавила, что не раз обращалась в правительство из-за жалоб граждан на высокую стоимость перелётов из Киренска в Иркутск, куда люди вынуждены ездить, в том числе, для получения медицинских услуг. Председатель комиссии по контрольной деятельности Тимур Сагдеев подчеркнул, что по данному вопросу депутатам до сих пор не предоставили расчетов по потребности финансирования.
Сергей Сокол добавил, что по вопросу развития всего аэропортового комплекса необходимо взаимодействовать с правительством Российской Федерации: «Только для того чтобы рассчитывать на получение средств из федерального бюджета необходимо представить четкий комплексный план, куда будет направлено это финансирование и для чего». Спикер ЗС отметил, что готов организовать встречи и обсудить эти вопросы с представителями федеральных структур.
По итогам заседания комиссии приняты рекомендации для правительства Иркутской области и руководства аэропорта. Также решено рассмотреть вопрос в рамках рабочей группы, действующей на базе комитета по собственности и экономической политике.
Смотрите также:
- Доходы бюджета Иркутской области в 2019 г. могут составить 142 млрд рублей →
- Инвестиционный меморандум региона утвердило правительство Приангарья →
- Законопроект о бюджете рассмотрели в Заксобрании Иркутской области →