Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат закрыт уже шесть лет, однако его отходы (а это более 6 млн кубов шлам-лигнина, золы и надшламовой воды) до сих пор не утилизированы. Всё это хранится в 14 картах-накопителях и продолжает наносить экологический вред.
Принятый в 2013 году проект ликвидации отходов признан неактуальным. Новый проект почти готов, над ним работают специалисты холдинга «Росгеология», документ обещают завершить вместе с прохождением экспертиз к сентябрю 2019 года.
Авторы пришли к выводу, что необязательно использовать один способ рекультивации для всех карт, поэтому компания объявила сбор предложений от учёных и различных организаций, готовых предложить эффективные апробированные технологии. При этом приоритет отдают местным компаниям и научным объединениям.
Всего поступило более 1200 заявок, 100 из них признаны квалифицированными, 25 в настоящее время проходят финальную проверку. Часть проектов их авторы представили на прошедшем в минувшую пятницу круглом столе, который организовало Законодательное собрание Иркутской области совместно с депутатами Госдумы.
«Рекультивация отходов БЦБК должна быть направлена на решение двух задач: обеспечение экологической безопасности площадки комбината и экономическое развитие Байкальска, – считает председатель областного Заксобрания Сергей Сокол. – Этот вопрос на повестке дня с 2013 года, однако он по-прежнему не перешёл в практическую плоскость. Нет утверждённой технологии утилизации, нет понимания того, как площадка будет жить дальше. Совершенно очевидно, что своими силами на уровне региона эту проблему не решить, нужна помощь федеральных структур. Сегодня есть много предложений от учёных, большую заинтересованность проявляют общественники, экологи и просто неравнодушные люди. Наша задача – найти оптимальное решение и наконец приступить к ликвидации накопленного экологического ущерба».
Как сообщил генеральный директор – председатель правления АО «Росгеология» Роман Панов, принципиальная технологическая схема уже выверена, осталось определиться с конкретными средствами её реализации. Новый проект предполагает перевод отходов 4 класса опасности в безвредный почвогрунт, которым можно восстанавливать леса, рекультивировать площади, затронутые пожарами, использовать для засыпки полигонов, свалок, карьеров.
Сначала отходы извлекут из карт-накопителей и разделят на твёрдые и жидкие. На втором этапе обезвоженные шлам-лигнины с помощью реагентов и кислот превратят в сухой вторичный продукт – почвогрунт, который пойдёт непосредственно для рекультивации территории комбината. Третий этап предполагает очистку оставшейся технической воды с помощью мобильных установок.
Депутат Государственной думы РФ Николай Николаев отметил, что во главу угла при определении способа рекультивации нужно поставить вопрос о дальнейшем использовании территории полигонов и бывшего БЦБК. Процесс принятия решений по переработке отходов должен быть максимально публичным.
Смотрите также:
- Ученые предложили платить за покупку безопасной для Байкала бытовой химии →
- Ведро с дырками. Насколько вырастут объёмы стоков в Байкал? →
- Дальнейшая судьба БЦБК определится до конца сентября →