Падение «Руслана». 28 лет назад в авиакатастрофе Ан-124 погибли 72 человека

Грузовой военный самолёт Ан-124 был выпущен в 1985 году, и к декабрю 1997 года совершил более 570 вылетов. © / Борис Слепнев / Иркипедия.ру

Храм Рождества Христова в микрорайоне Иркутск-2 имеет весьма трагичную историю. Его заложили на месте крушения самолёта Ан-124 «Руслан», которое произошло 6 декабря 1997 года. Каждый год в этот день в 14:42 — трагедия, унесшая жизни 72 человек, произошла именно в это время — в церкви проходит панихида, на которую собираются сотни человек. Вспоминаем тот страшный день в материале irk.aif.ru.

   
   

Двигатели отказали за секунды

Грузовой военный самолёт Ан-124 был выпущен в 1985 году, и к декабрю 1997 года совершил более 570 вылетов. 6 декабря он должен был вылететь из Иркутска во Вьетнам, чтобы доставить два истребителя массой 27 тонн, которые выпустил местный авиазавод. Помимо экипажа из 9 человек на борту находились 14 пассажиров.

Погодные условия перед вылетом были самыми благоприятными — штиль, видимость в 3 километра и температура около 20 градусов ниже нуля. В 14:42 самолёт оторвался от земли.

Однако спустя всего лишь три секунды после отрыва от земли на высоте 5 метров при росте угловой скорости произошло нарушение газодинамической устойчивости работы крайнего правого двигателя, в результате чего тот отключился. Ещё через 6 секунд, после того, как «Руслан» поднялся на 22 метра, отказал ещё и крайний левый двигатель. Ещё через 2 секунды отключился левый внутренний двигатель, и воздушное судно начало падать.

Пилоты попытались удержать самолёт на одном двигателе, однако сделать это не удалось — борт с левым креном и малой поступательной скоростью упал на жилой дом номер 45 по улице Гражданская. Хвост задел в дом номер 120 по улице Мира, а остальные обломки упали на здание детского дома.

«В сорок пятом доме жила семья одного из наших сотрудников, и в момент катастрофы в квартире был его младший брат, который делал уроки, — вспоминал Игорь Уткин, который тогда был командиром отдельного отряда МЧС и в тот самый день вышел на дежурство. — Мы застали его в сгоревшей квартире. Он даже не успел ничего понять и не успел вскочить. После падения самолёта был страшный пожар, баки были залиты под завязку — это почти две железнодорожных цистерны. Оно вспыхивало мгновенно. Люди, попавшие в огненную волну, погибли за считанные секунды».

На месте трагедии построили храм Рождества Христова. Фото: Иркутская епархия

В результате крушения «Руслана» погибли 72 человека. Помимо 23 членов экипажа, умерли 49 человек, в том числе 14 детей. Порядка 70 семей остались без жилья из-за разрушения жилого дома по улице Гражданская. Помимо разрушений, на тяжесть повреждений повлияли разлившиеся и загоревшиеся тонны авиационного топлива. На разбор завалов ушло два дня. Впоследствии дом был признан аварийным.

   
   

Конструкция или топливо?

Для расследования причин авиакатастрофы собрали специальную комиссию. «Чёрные ящики» с борта самолёта не сохранились, поскольку оказались в самом эпицентре пожара.

Правительственная комиссия озвучила результаты расследования 11 февраля 1998 года. Эксперты установили, что самолёт упал из-за конструктивных недостатков двигателей — два из них отключились ещё на взлётно-посадочной полосе, а уже в воздухе отключился и третий. Специалисты также предполагали, что причиной отказа двигателей послужило смешение летнего и зимнего авиационного топлива, которое могли по ошибке залить наземные службы. Однако впоследствии остановились на версии, связанной с конструктивными недоработками.

Сейчас на месте трагедии, рядом с храмом Рождества Христова, установлен мемориал, на котором высечены имена всех погибших и размещены 72 подсвечника. Фото: Иркутская епархия/ Владимир Манохин

Комиссия заключила, что после авиакатастрофы «Руслана» необходимо заменить все подобные авиационные двигатели на новые на всех Ан-124, которые на тот момент эксплуатировались в России. Однако, по предварительным подсчётам, на это потребовалось бы 200 миллионов долларов.

Однако в марте того же года представители компании-производителя авиационных двигателей не согласились с заключением экспертов, утверждая, что причиной крушения Ан-124 стало скопление ледяной крошки в топливной системе. Однако уже в 2014 году генерал-майор авиации, член комиссии по расследованию авиапроисшествий с воздушными судами Борис Туманов поставил точку в споре, возложив вину именно на производителей двигателей. Доводы же компании о том, что в самолёте было некачественное авиатопливо с примесью воды, опровергли эксперты МАК. Впрочем, и конкретных виновных в крушении самолёта так и не назвали.

Сейчас на месте трагедии установлен мемориал, на котором высечены имена всех погибших и размещены 72 подсвечника.