Примерное время чтения: 8 минут
2906

Город упавших самолетов? 3 страшных авиакатастрофы, случившихся в Иркутске

Сюжет Падение Су-30 в Иркутской области
В 1997 году самолет Ан-124 упал на жилые дома в Ленинском районе Иркутска.
В 1997 году самолет Ан-124 упал на жилые дома в Ленинском районе Иркутска. Википедия

23 октября военный самолет Су-30 упал на частный деревянный дом в микрорайоне Ново-Ленино в Иркутске. Погибли два пилота, на земле же чудом никто не пострадал - хозяев здания, на который рухнул истребитель, не было дома. 

Вспоминаем другие крупные авиакатастрофы, которые происходили в Иркутске - городе, который за частоту таких ЧП  иногда называют местом падающих самолетов.

Авиакатастрофа на земле 

«Москва - Иркутск», 9.07.2006

Самолет авиакомпании «Сибирь», который воскресным утром 9 июля 2006 года, совершал рейс из Москвы в Иркутск, казалось, благополучно приземлился. Однако трагедия ждала экипаж и пассажиров на земле - после посадки Airbus А310 выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы и врезался в расположенные за ней гаражи. 

Из-за удара нос самолета разрушился, начался пожар. В результате катастрофы из 203 человек, находившихся на борту, включая экипаж, погибли 124. Одной из пассажирок была дочь писателя Валентина Распутина Мария, она не выжила. 

Самолет разрушился и обгорел.
Самолет разрушился и обгорел. Фото: Кадр YouTube/ Авиакатастрофы

Жертв могло быть еще больше, если бы не подвиг двоих бортпроводников. Один из них - Андрей Дьяконов спас около 30 человек: он выбил дверь самолета и буквально выталкивал людей из полыхающего салона. 

«А потом самолет начал разваливаться на части. Выпрыгнуть Андрей, видимо, просто не успел, до последнего выпуская людей», - пишет «Иркипедия». Андрей Дьяконов награждён Орденом Мужества посмертно.

Его коллега Виктория Зильберштейн, которая сумела выбраться из-под завалов обломков фюзеляжа и кресел и открыть аварийный люк, спасла около 20 человек и выжила. Она покинула горящий лайнер одной из последних. Более того, стюардесса получившая травмы, после лечения вернулась к летной работе. Ей вручили медаль «За отвагу» и другие награды.

Расследование причин катастрофы шло несколько лет. МАК пришел к выводу, что ЧП случилось из-за бесконтрольных действий экипажа самолета: двигатель, находившийся в дезактивированном состоянии, был переведен в положение значительной прямой тяги, и самолет вместо торможения начал ускоряться. 

Специалисты Восточно-Сибирское СУ на транспорте СК России сначала не согласились с выводами комиссии и, по результатам экспертизы, не нашли состава преступления в работе экипажа, дело прекратили в декабре 2008 года. К нему вернулись через несколько месяцев и к марту 2010-го вновь закрыли, но уже с другими выводами.

Специалисты пришли к решению, что причиной катастрофы стало «столкновение самолета с наземным препятствием вследствие увеличения режима прямой тяги левого двигателя, происшедшего в результате непроизвольных ошибочных действий экипажа воздушного судна».

Убитые «Русланом»

«Иркутск - Камрань, Вьетнам», 6.12.1997 

«Я лично был на аэродроме при взлете «Руслана». То, что с самолетом что-то не так, стало понятно сразу. Было видно, что он не может набрать высоту. Все произошло очень быстро, в считанные секунды. Когда «Руслан» начал снижаться, мы уже понимали, что местом падения станет жилой массив», - рассказывал спустя 20 лет после трагедии спасатель Игорь Уткин. 

Так и получилось. Тяжелый самолет Ан-124, один из самых больших в мире, субботним днем 6 декабря вылетел с аэродрома Иркутского авиазавода во Вьетнам с двумя истребителями Су-27 на борту. Но почти сразу после взлета рухнул на жилой район городка авиастроителей: воздушное судно повредило несколько деревянных двухэтажек, детский дом №1, в котором чудом тогда почти не было детей, хвост самолета примял кирпичную пятиэтажку. 

Самые большие разрушения пришлись на многоэтажный жилой дом №45, на который выплеснулось авиационное топливо - почти две железнодорожных цистерны. Начался страшный пожар - люди погибли в считанные секунды. Игорь Уткин вспоминает одного из погибших - младшего брата своего коллеги, который в момент катастрофы сидел за столом и делал уроки. В такой позе его сгоревшие останки и нашли спасатели - мальчик не успел даже вскочить со стула. 

Фото: Википедия

Всего в том страшном ЧП погибли 72 человека: 23 из них были на борту «Руслана», и 49 - на земле. Среди погибших 14 детей. 

Ликвидацией последствий катастрофы руководил лично Сергей Шойгу, тогда он возглавлял федеральное министерство по чрезвычайным ситуациям. Сгоревший дом №45 и деревянные бараки, пострадавшие после крушения, снесли, людей переселили. В 1999 году на месте трагедии открыли церковь Рождества Христова. Рядом создали мемориал, где увековечили имена погибших, его украшают 72 подсвечника. 

По итогам расследования причин катастрофы, однозначного ответа на вопрос, о том, почему упал самолет, специалисты не дали - «черные ящики» полностью уничтожил пожар. Одна из приоритетных версий - возможные проблемы с двигателями Д-18Т, которые производила украинская компания ОАО «Мотор Сич». У самолета один за одним отказали три двигателя из четырех. 

Будто сюжет трагического фильма 

«Иркутск - Ленинград», 9.02.1976 

Катастрофа, о которой очень мало данных, но когда узнаешь те, что есть, кажется, что это основа сюжета трагического фильма, и в жизни так просто не бывает.  Самолет «Аэрофлота» вылетел из Иркутска в Ленинград 9 февраля - в праздник работников гражданской авиации. Он должен был совершить две промежуточные посадки: в Новосибирске и Свердловске. 

Это был Ту-104, на борту которого находились около сотни пассажиров (но данные о их точном количестве разнятся), не провел в воздухе и нескольких минут - сразу после взлета его начало кренить вправо, а, едва набрав высоту, лайнер стал быстро её терять и рухнул в паре сотен метров от взлетно-посадочной полосы. Борт после падения еще тащило по земле и он, по некоторым данным, даже задел совершивший посадку самолет северокорейской авиакомпании. 

В той катастрофе, по официальным данным, погибли 24 человека, притом некоторые из них выжили при крушении, но так и не доехали до больницы: машина скорой помощи, которая везла пострадавших к докторам, попала в смертельную аварию по дороге. 

Среди погибших в авиакатастрофе - весь экипаж Ту-104 за исключением бортпроводницы Галины Ушаковой, которой в момент ЧП был 31 год, и 11 из них она отдала авиации. Этот роковой рейс стал последним в её карьере - стюардессу, которая три месяца пролежала после крушения на больничной койке, списали с лётной работы по состоянию здоровья. 

Она рассказывала в 2016 году, что сам момент падения не помнит - очнулась уже в обломках и сразу снова отключилась. При этом один из выживших пассажиров Виктор  Червонин уверен, что стюардесса спасла его жизнь. Он писал об этом в редакцию irk.aif.ru в 2011 году. Галина Ушакова напомнила ему обязательно пристегнуться перед самым взлетом, возможно, это и уберегло его от смертельных травм. 

Вероятно, часть пассажиров выжила благодаря пилотам, которые сами спастись не смогли. Говорят, летчики изо всех сил рвали штурвал, чтобы выровнять судно. На вскрытии потом увидели, что у них порваны сухожилия. Также они успели отключить топливную систему, благодаря этому не начался пожар.

Официально причинами катастрофы 1976 года объявили несимметричную заправку самолёта топливом и ошибки экипажа при взлёте.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах