И уже сейчас жители этих территорий ощущают «дыхание» избирательных кампаний.
Об особенностях применения чёрного пиара, циничном отношении к избирателям и специфике мышления политика рассказал доктор психологических наук Александр Карнышев. Сам в недавнем прошлом политик, а ныне - специалист по политической психологии и избирательным технологиям.
- Александр Дмитриевич, сколько на вашем счету выборных кампаний?
- Честно признаться, не считал. Но с начала 90-х годов прошлого века, постоянно участвую в выборах. Было время, что выступал не просто в качестве эксперта, в 1994 году избирался депутатом в Народный Хурал Бурятии.
- То есть, вам не только теория выборов интересна, но и практика. А что дал депутатский опыт?
- Понимание политической жизни. Эксперты же больше анализируют внешние процессы, а тут была возможность наблюдать всё изнутри. Я увидел, что за люди идут в политику, как они принимают решения и чем при этом руководствуются.
- Когда вы избирались депутатом, какие-то иллюзии относительно власти испытывали?
- В начале 90-х годов большинство людей жили в иллюзиях. Мы впервые начинали строить, казалось, правовое государство. Серьёзные проблемы шли по местному самоуправлению, по национальной политике. Но в то же время в выборных кампаниях главным были не деньги, а личность, человек, который выдвигался в депутаты. Вообще, до 1996 года, финансовые средства являлись второстепенными. Но известная ельцинская избирательная кампания, где «зазвучали» огромные деньги, дискредитировала выборный процесс.
- Это общероссийский уровень, а ваши личные разочарования с чем были связаны?
- С двуличностью людей, идущих во власть. В лицо говорят одно, а за глаза делают совсем другое. Я же человек прямолинейный, и мне это всё претило.
- Тем не менее, вы занялись политической психологией…
- Если ты занимался социальной психологией, то политическая не является уже такой сложной. Ведь в этом направлении изучается две вещи: политический лидер и группы населения.
- То есть кандидат и электорат.
- Точно. И питерская школа политической психологии (которая и стала для меня базовой) тем и отличается, что в ней очень серьёзно изучаются группы населения, электорат. Кстати, есть один показательный пример о роли политического технолога в избирательном процессе. Александра Ивановича Юрьева - одного из тузов и основателей политпсихологии, проводившего все выборы Анатолия Собчака, во время избирательной кампании 1996 года облили кислотой в трамвае. И Собчак те выборы проиграл. Вот что значит отстранить грамотного технолога.
- Чем отличается психология политика от психологии обывателя?
- Политик должен жить не сегодняшним днём. Ему необходимо видеть перспективы, уметь мыслить обобщёнными категориями, учитывать интересы разных групп общества.
- Я думала, это всё должны делать технологи и пиарщики.
- Делать да, но политику нужно самому контролировать процесс и понимать ту аналитику, что ему предоставляют эксперты. Кстати, про PR - это понятие исключительно экономическое, подразумевающее связи с общественностью, которые позволяют увеличить сбыт товара или услуги. У нас это слово появилось в середине 90-х годов, когда на ельцинскую избирательную кампанию приехали работать западные политтехнологи. И с того времени слово «пиарить» стало чуть ли не ругательным…
- На вашем счету целый ряд написанных книг по выборным технологиям, насколько, по вашим наблюдениям, изменились избирательные кампании, стало ли меньше чёрного пиара?
- К сожалению, сколько не твердят о порочности грязных выборных технологий, но, тем не менее, в каждую кампанию они активно применяются. Чёрный пиар срабатывал в конце 90-х и начале 2000-х годов, но теперь он вызывает неприятие. Народ просто «голосует ногами», то есть не приходит на избирательные участки.
- А избавиться от грязных методов политической борьбы можно?
- Нет. Я это, как психолог, понимаю. Когда кандидат чувствует, что шансы проиграть выборы высоки, он становится способным на разные негативные вещи.
- Как противостоять таким технологиям?
- Выработанных рецептов нет. Используя чёрные технологии, политик пытается показать, насколько он хорош на фоне остальных. Поэтому хотелось бы, чтобы в политику шли личности, которые берегут своё достоинство и не опускаются до такой грязи. Политиками должны быть нравственно целостные люди.
- Александр Дмитриевич, я с ужасом могу констатировать, что в принципе не знаю нравственных политиков. А вы просто идеалист.
- Да, и романтик. Если проникнуться неверием, то зачем вообще жить. Будет утрачена любая надежда на светлое и позитивное будущее. Более того, у меня есть несколько знакомых депутатов в Думе Иркутска, которые не имеют никакой выгоды от своего депутатства. И таких людей в местной власти не единицы.
- Какие наиболее распространённые формы чёрного пиара применяются у нас в регионе?
- Прежде всего - компромат. Это самый главный и самый эффективный приём. Я в этой связи анекдот советский расскажу. Американец, француз и русский заспорили, в какой стране наиболее передовые технологии придуманы. Американец говорит: «У нас учёные изобрели такую штуку: человеку голову отрезают, присоединяют тело к питательному раствору и тело продолжает жить». Француз замечает: «У нас ещё почище. Допустим, у человека ампутировали руку, так ему вводят специальный раствор и рука вырастает новая». Русский думал, думал и рассказывает: «А у нас есть партбюро, там из человека делают дерьмо, а из дерьма - человека». Вот суть избирательных технологий, она была известна давно.
- А вы подобные технологии применяли в своей практике?
- Нет. Вообще, с 2000-х годов я не занимаюсь на выборах политтехнологиями, а делаю лишь аналитику по социологии.
- Недавно у офиса одного из кандидатов в Думу Иркутска была взорвана граната. Это чёрный пиар в действии?
- Конечно. Запугивание - один из распространённых инструментов неправовой борьбы. Бывает, и детей берут в заложники, чтобы заставить кандидата сняться с выборов. Но это не новинка. Деньги толкают людей на разные подлости. Вообще, деньги - один из основных мотивов для вхождения во власть.
- Я бы сказала даже, единственный.
- Не скажите. Есть ещё желание властвовать, управлять, оказывать влияние на других людей. И третий мотив, особенно актуальный для молодёжи, идущей во власть, - возможность проявить себя.
- Как вы оцениваете тот факт, что партия власти с некоторых пор применяет квотирование, на каждые выборы должен пойти определённый процент кандидатов женщин и молодёжи? Аналогичные методики применялись и КПСС.
- 80% или даже все 90% нынешних политических деятелей вышли из коммунистической партии или из комсомола. Они пытаются что-то изменить, придумать, но срабатывают прежние стереотипы или если хотите архетипы, которые многое определяют в психологии. Вот и изобретается велосипед.
- Как изменился избиратель по сравнению с 90-ми годами?
- На смену идеализму пришёл нормальный прагматизм. И от крайне левых взглядов народ перешёл к центризму. Теперь основной вопрос - что могут люди во власти реально сделать для улучшения жизни?
- Говорят, в России ещё до дня выборов очевидно, кто ходит в майке победителя. Для местных выборов это тоже характерно?
- Нет. Здесь ещё сохраняется политическая интрига. Именно на местных выборах высок шанс появления ярких неординарных личностей. Многие видные региональные политики начинали именно с местных выборов. А вот на более высоких избирательных уровнях чаще применяется административный ресурс и инициатива снизу подавляется.
- Почему технологи избегают понятия «народ», а так охотно используют термин - «электорат»? Это научный метод абстрагирования, когда люди рассматриваются как материал?
- Нет, это скорее пренебрежение народом, оно появилось, когда политические технологии стали срабатывать. Есть классический пример из истории США конца 70-х годов прошлого века. Шли выборы президента страны. Один кандидат ездил по штатам, встречался с избирателями. Другой в Голливуде нанял команду и снимал в павильонах свои якобы «встречи» с народом. Победил в итоге второй, телевизионная картинка была более красивой и убедительной, речи слаще. После этого фактически и наступил «золотой век» политических технологий. И сами технологи прониклись иллюзией, что способны из «обезьяны сделать политического лидера».
- Но это отношение к кандидату как к материалу…
- Да. А тем более - к избирателям, которым за политика можно втюхать любую «обезьяну». Но видите ли, прошло не так много времени, чтобы психология политтехнологов изменилась и они разуверились в собственной всесильности. Кроме того, коммерциализация выборов, когда многое решают деньги, тоже развращает.
- И что делать, повышать пресловутую политическую культуру?
- Конечно. Нужно увеличивать уровень образованности избирателей. Люди должны читать о выборах, о технологиях манипулирования. И одновременно власть имущие должны понимать, - оболванить весь народ невозможно.
Досье
Александр Дмитриевич Карнышев родился в 1948 году в деревне Дубинино Кабанского района (Бурятия). С отличием закончил филологический факультет Бурятского педагогического института. Работал директором школы в Улан-Удэ. Защитил кандидатскую, а затем докторскую диссертации по социальной психологии в Санкт-Петербургском университете. В 1994 году был избран зампредом Народного Хурала Республики Бурятия. В настоящее время - заведующий кафедрой социальной и экономической психологии Байкальского государственного университета экономики и права.
Смотрите также:
- Об эволюции власти и протестной мобилизации рассказал иркутский профессор Сергей Шишкин →
- Марина Арбатская - об аномалиях голосования и эволюции выборов →
- Иркутские оппозиционеры «сдулись»? →