Владимир Шкода: Мало пилим, господа лесопромышленники!

   
   

У профессионалов лесной отрасли есть такое понятие, как расчетная лесосека, то есть – соотношение фактической годовой заготовки древесины к общему допустимому объему пользования. В 2007 году этот показатель составлял всего 36%, а в 2008 году и вовсе снизился до 29,3% (причинами этого снижения стали экономический кризис и плохая погода – однако нелегальные лесозаготовки в 2008-м, напротив, выросли практически на треть). Отчего же возникла такая парадоксальная ситуация, неужели у лесозаготовителей Приангарья нет стимула трудиться и зарабатывать?

- Дело в том, что пригодные для разработки лесные массивы расположены на карте Приангарья крайне неравномерно, - объясняет Владимир Шкода, - Территории в районе Транссиба и Братской ГЭС порядком истощены благодаря этим стройкам века, сопровождавшимся грандиозными вырубками леса и затоплением богатейших угодий.

Напротив, северные районы области испытывают переизбыток спелых и перестойных деревьев, по которым просто плачет топор дровосека.

Однако разрабатывать эти массивы крайне затруднительно из-за отсутствия необходимой для этого инфраструктуры, и прежде всего – лесовозных дорог. Так, в Иркутской области на 1 тыс. гектаров леса приходится всего 2 км таких дорог, в то время как в западных регионов этот показатель достигает 40 км. Построить такие дороги самостоятельно предприятиям-лесозаготовителям просто не под силу, для этого необходима тесная консолидация возможностей бизнеса и власти.

Еще одним фактором, мешающим развитию лесного комплекса региона, Владимир Шкода считает недостаточно достоверную информацию о состоянии лесного фонда:

- Фонд области превышает 69 млн. гектаров, а лесоустроительные работы в последнее десятилетие проводились лишь на четверти этой территории. Поэтому одной из первейших задач Агентства можно считать организацию учета лесов Приангарья в их сегодняшнем состоянии. Для этого необходимо использовать современные методы мониторинга – в том числе авиа-, космические и компьютерные технологии, позволяющие следить за лесным фондом в режиме он-лайн. Такой мониторинг, вкупе с жестким контролем за экспортом леса (одним из важнейших и действенных инструментов контроля должна стать биржевая торговля), позволит существенно сократить и деятельность «черных лесорубов». Ведь нелегальная вырубка лесов только в прошлом году причинила государству более чем полумиллиардный ущерб – в то самое время, заметим, когда не хватает денег на организацию современного мониторинга. Вот такой заколдованный круг…

Смотрите также: