Иркутская область является крупнейшей в стране по площади лесов, регион лидирует и по объемам заготовки. Однако считать это большим достижением преждевременно, отмечают эксперты – лесопользователи Приангарья пока осваивают только треть из потенциально возможного объема.
Традиционно считается, что основным показателем эффективности работы лесного комплекса является глубина переработки древесины. То есть какая доля от заготовленного леса была «превращена» в продукт с добавленной стоимостью (при этом не вывезена за пределы области, а переработана в самом регионе). По итогам прошлого года доля переработки в лесной промышленности в Иркутской области составила примерно 75%. В течение 2009 года планировалось вывести этот показатель на уровень 90%.
Планы спутал, как уже принято говорить, финансовый кризис. Многие инвестиционные проекты в отрасли, направленные как раз на глубокую переработку леса, затормозились. Как говорят в региональном правительстве, представители от лесного бизнеса, ни один из проектов заморожен не будет. Однако сроки их реализации сдвигаются, и порой на неопределенный период.
Пока только три региональных проекта министерство промышленности и торговли России включило в перечень приоритетных в области освоения лесов. В их число вошел проект Группы «Илим» по модернизации производства, объем необходимых вложений по нему превышает 18 млрд. рублей. Второй по величине инвестиций (более трех млрд. рублей) – проект ЛДК «Игирма» по строительству деревообрабатывающего комбината для выпуска высококачественных пиломатериалов. Третий проект реализует Осетровский ЛДК, компания ведет строительство завода по выпуску широкоформатной фанеры, объем инвестиций составляет около 2 млрд. рублей. Еще по нескольким проектам области Минпромторг примет решение в ближайшее время.
В числе пока не приоритетных, но имеющих высокую стадию реализации, проект Транссибирской лесной компании (лесопильно-деревообрабатывающий комплекс в Усть-Куте), Чунского ЛПК (создание структуры полной переработки древесины), Бадинского леспромхоза (организация производства сухих обрезных лесоматериалов).
Не всякий проект пока стал приоритетным, поясняют в правительстве. Такой статус проекта выражается в особых условиях работы (выделение им лесосырья без аукциона, предоставление сниженного коэффициента арендной ставки), а также в повышенной ответственности. В частности, в законодательстве предусмотрены конкретные санкции, штрафы в случае отказа предприятий от реализации проекта или значительного отступления от утвержденной концепции.
Масла в огонь добавила чехарда с вывозными таможенными пошлинами. До 31 декабря 2009 года лесопользователи ждали ввода заградительных пошлин на кругляк, которая должна была подняться до 80 процентов или минимум 50 евро за куб. Такие расценки, по задумке властей, сделали бы экспорт необработанного леса экономически невыгодным, а переработку древесины – привлекательной. Но организовать нужное количество перерабатывающих производств в установленные сроки не удалось, и в последнюю неделю года федеральное правительство отсрочило ввод повышенных пошлин до января 2010 года.
При этом традиционные покупатели российского круглого леса, в первую очередь Китай, успели переориентироваться на других поставщиков лесосырья.
Объемы экспорта необработанных лесоматериалов снижаются, подтверждают таможенники. За первое полугодие через Иркутскую таможню прошло почти 1,5 млн. куб. м. кругляка на сумму 142,7 млн. долларов. По сравнению с первым полугодием прошлого года, объемы вывоза круглого леса сократились на 23%, почти на треть уменьшилась и общая стоимость экспорта.
Доля пиломатериалов заметно увеличивается, если год назад она составляла около одной четверти от общего объема в лесном бизнесе, то сейчас соотношение кругляка и обработанного леса практически один к одному
Казалось бы, можно радоваться и 75 процентам глубины переработки. Однако, как считают эксперты, нужно соотносить эти цифры с объемами заготовки круглого леса. По итогам 2008 года объем заготовки составил около 20 млн. кубометров древесины, а объем расчетной лесосеки в области – 57 млн. (столько леса региональные лесопользователи могут вырубать ежегодно без ущерба для запасов древесины). То есть регион имеет достаточно высокие объемы переработки, но при этом технологии и инфраструктура позволяют заготавливать только 30% от допустимых объемов.
Отрасль должна развиваться комплексно, с соблюдением баланса, не устают повторять эксперты. К примеру, не будет эффективным развитие в регионе только предприятий по лесопилению без достаточных мощностей по выпуску целлюлозы. Механическая деревопереработка имеет побочные продукты, в том числе опилки и щепу, которые могут и должны быть использованы в целлюлозно-бумажной промышленности. Поэтому очень важно наладить баланс заготавливаемой древесины и распределение имеющиеся ресурсы между предприятиями с той или иной конечной продукцией.
Пожалуйста, авторизуйтесь, для того чтобы оставить комментарийВойти
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.