ЕГЭ не так уж и плох!

Фото:

Образование ­ как торт, ­ буквально на пальцах объясняет мне статный седой мужчина со смешливым прищуром ­ один из самых известных педагогов области Леонид ВЫГОВСКИЙ.

   
   

- Вот вы его испекли и зовёте гостей попробовать, удался ли. Процесс займёт пару часов. Подготовка выпускника - такой же процесс, только оценить результат можно через десять-пятнадцать лет, не раньше. А пятнадцать лет назад в нашей стране была разруха, поэтому нет смысла ругать министра образования Фурсенко за то, что мы видим сейчас.

Мы беседуем с Леонидом Выговским - Заслуженным учителем России, почётным гражданином Иркутской области, кандидатом педагогических наук. В пору последних звонков мы попросили педагога с многолетним стажем рассказать, чему сегодня учат в школе и могут ли современные подростки получить качественные знания?

Точка зрения нашего гостя во многом далека о той, что сегодня популярна в обществе, тем и интересна наша беседа.

- Все говорят о том, что в последние годы упал уровень знаний школьников и студентов. Но позвольте спросить, при чём тут ЕГЭ? Десять лет назад в нашей стране был 21 миллион школьников. Сегодня их чуть больше 11 миллионов, то есть почти вдвое меньше. Это привело к тому, что число школьников и количество «посадочных мест» в вузе почти сравнялись - откуда здесь взяться высокому уровню? При этом, заметьте, все «кричат», что не осталось рабочих, но какой дурак пойдёт на завод, если можно, особо не напрягаясь, идти учиться в вуз? В такой ситуации нужно рожать, а не пенять на ЕГЭ. И министр Андрей Фурсенко абсолютно прав, что сократил число бюджетных мест в вузах: я думаю, на его месте так поступил бы любой министр, - продолжает Леонид Аполлонович, - и не стоит забывать, что мы живём результатами пути, выбранного десять лет назад.

Единый госэкзамен, по мнению моего собеседника, критикуют абсолютно необоснованно, поскольку там есть не только обязательный минимум, но и творческая часть - «отдушина» для думающих. Если говорить о перспективе, скажем, на последние десять лет, ЕГЭ может стать более творческим, но суть останется, предполагает педагог. Тесты он считает вполне прогрессивным способом проверки знаний.

Фото: Инны ПАЛЬШИНОЙ

 

   
   

«АиФ в ВС»: - То есть, переход на тестовую систему - это не деградация, а эволюция?

 

Леонид ВЫГОВСКИЙ: - Именно. И я уверен, что наше образование пришло бы к этой форме эволюционным путём, если бы в своё время кибернетика не была объявлена лженаукой наряду с генетикой и социологией.

«АиФ в ВС»: - А каковы, в таком случае, проблемы сегодняшнего образования?

Л.В.: - Плохая материально-техническая база, в первую очередь, - Леонид Аполлонович извлекает из своего портфеля электронный планшет. - Стоит сегодня обеспечить каждого учителя вот такой техникой, это принесёт результат уже через пять лет. Если мы хотим сделать прорыв или хотя бы догнать Запад, нельзя игнорировать последние достижения цивилизации.

На морально-волевых

Современного школьника важнее не напичкать знаниями, а научить его работать с информацией, познавать, считает наш собеседник. Он, директор института образовательных технологий одного из иркутских вузов, перечисляет, из каких четырёх составляющих складывается хорошее образование. Оказывается, что эту величину определяют личность ученика и его готовность усваивать знания, оснащение школы, профессионализм учителя и отношения педагога со школьником. Картина предстаёт невесёлой: лучшие кадры бегут из-за низкой зарплаты, а в половине школьных зданий Приангарья нет центрального отопления и канализации.

«АиФ в ВС»: - Леонид Аполлонович, а в таких условиях у учеников есть возможность получить хорошее образование? Как говорят в спорте, на одних «морально-волевых»?

Л.В.: - Это возможно, но очень тяжело, ученику придётся тратить много времени на совершенно ненужные вещи. Сегодня школьникам очень помогло бы, если бы по ТВ шли лекции из школьной программы - в эфире разбирали бы, например, сложные задачи по алгебре. Но на «Дом-2» у нашего государства деньги есть, а на такие лекции нет. Да, теперь школьникам серьёзно помогает Интернет, но и там нет какой-то цельной системы. Хочется верить, что в перспективе она может появиться.

Сибирские «диаспоры»

«АиФ в ВС»: - А насколько, на ваш взгляд, уровень образования в Иркутской области сопоставим с другими регионами страны?

Л.В.: - Мы абсолютно конкурируем с ними и по качеству образования, и по подготовке учительского корпуса. Думаю, что сегодня мы спокойно можем входить в двадцатку лидеров, и по цифрам 2000 года мы в неё попадали. Иркутская область - одна из семи областей России, которые недавно включили в федеральную целевую программу «Развитие образования», и это уже об очень многом говорит. В конце концов, в столичных вузах сегодня учатся целые «диаспоры» сибиряков: в той же Бауманке масса иркутян и усольчан, имена ангарских выпускников звучат в вузах Питера… Мы абсолютно конкурентоспособны, просто нужно чуть-чуть помогать школам. Если сейчас мы с вами пройдёмся по Иркутску, то увидим, что лучшие здания города в дореволюционные времена принадлежали образовательным учреждениям. Художественный музей на Ленина - бывшая мужская гимназия, расположенная напротив глазная клиника - Базановский сиропитательный дом. Нынешняя сельхозакадемия на Тимирязева - сиропитательный дом Медведниковой, институт благородных девиц, своего рода иркутская Бестужевка. Гранд-отель на углу улиц Карла Маркса и Литвинова - гимназия Елизаветы Горцейт… Купцы того времени понимали, что на тот свет не заберёшь денег, и вкладывали их в образование. И чтобы достичь сегодня утерянных позиций, нужно вернуть на место сместившиеся акценты.

Досье

Леонид ВЫГОВСКИЙ родился 26 апреля 1943 года в селе Малиново Приморского края. В 1964 году окончил Иркутский государственный педагогический институт по специальности «Физика». Директор института образовательных технологий ИГЛУ. Начинал трудовой путь на Жигаловской судоверфи токарем. Заместитель председателя Общественной палаты Иркутской области. Награждён медалью «За строительство Байкало-Амурской магистрали», «За заслуги в области педагогических наук К.Д. Ушинского».

Смотрите также: