Сегодня любой желающий может взять в руки камеру, снять фильм и сделать на нём громкое имя. Однако далеко не у всех это получается. Чего не хватает иркутским режиссёрам и почему большинству их работ закрыт путь на широкий экран, «АиФ в ВС» рассказала председатель Иркутского областного отделения «Союза кинематографистов РФ» Ольга БЕЛЬСКАЯ.
– Ольга Герасимовна, о чём снимают фильмы иркутяне и есть ли среди них достойные работы?
– Говорить о том, что у нас нет достойных кинематографистов, было бы неправильно. Вячеслав Столяров, Глеб Степанов, Юрий Дорохин, Антон Коткин - этот ряд можно продолжать. Иркутяне снимают разное кино. Если посмотреть по темам, то в основе сюжета почти всегда лежат человеческие характеры, душевные переживания. Молодёжь тяготеет к короткометражному кино. Исторические фильмы почти не снимают, так как они требуют значительного финансирования. Не в чести и документальное. Приоритет явно сдвинут в сторону игрового. Снимать жизнь, делать документ времени нынешнее поколение пока не желает. Оно и понятно: на документальном кино имя не сделаешь.
Когда мы выезжаем в разные посёлки и города Иркутской области с показами, на просмотр документальной картины приходят от силы 50 человек. Причём основные зрители - школьники. Их легче организовать. Люди отвыкли от кино. Сегодня редко в каком населённом пункте есть кинотеатр, все привыкли смотреть фильмы дома, чаще всего пиратские копии.
Я снимаю экологически-проблемное кино. Оно не для детской аудитории, а у взрослых вызывают интерес только в том случае, если описанная в фильме проблема касается их посёлка, деревни, города. Тогда - полный аншлаг. Документальное кино находит своего зрителя в основном на фестивалях.
Фестивали - деньги на ветер?
– В Иркутске проходят несколько кинофестивалей. Их финансирует бюджет, причём деньги выделяются немалые - от 1 до 10 млн рублей. Есть ли «выхлоп» от таких вложений? Не ошибусь, если скажу, что большинство считают фестивали сугубо камерными мероприятиями, где собираются сами киношники, общаются, демонстрируют друг перед другом свои творения.
– Могу сказать только про кинофестиваль «Человек и природа», организатором которого являюсь. Раньше это действительно был больше фестиваль для киношников. Зрителей приходило крайне мало - в основном школьники, студенты и просто люди, которым интересна тематика фестиваля. Но мы пошли по другому пути: не стали сидеть и ждать, какие работы нам пришлют, а начали искать фильмы в разных странах мира и приглашать авторов на фестиваль.
На самом деле, я думаю, чем больше фестивалей, тем лучше. Это возможность для людей увидеть разное кино, потому что до большого экрана доходят единицы картин.
Если режиссёр берёт функцию дистрибьютора на себя, то сам раскручивает проект, если заключает договор с компанией, то только платит за продвижение. Чтобы продать фильм, нужно наперёд продумывать потребности рынка, ориентироваться на зрителя. Важно понимать, на какое кино зритель пойдёт, на какое нет. В этом как раз беда провинциальных режиссёров: воодушевлённые идеей, они просто реализуют свой замысел, забывая о современных законах продюсирования.
Очень много значит реклама. Например, сейчас весь Иркутск завешан плакатами с анонсами фильма «Пахабовск». Никто не знает, кто стоит за этой работой, какого она будет качества и содержания, но грамотная пиар-компания уже подогрела интерес горожан.
Если хочешь, чтобы тебя заметили, ты должен иметь современную технику, профессиональных актёров, технический персонал. Создание кино - процесс затратный. Качество требует денег. Средний бюджет документального фильма - в пределах миллиона рублей. Всё зависит от того, где ты снимаешь, требуется ли выезд в командировки, аренда хорошей аппаратуры, привлечение грамотных специалистов. Есть примеры, когда наши иркутские кинематографисты получали от министерства культуры деньги на съёмку и сокращали свои расходы, чтобы сэкономить. Вместо профессионального оператора, которому надо платить 50-100 тысяч рублей, приглашали студента журфака за 10 тысяч. Это неминуемо сказывается на качестве.
Бюджет игрового фильма - от 10 млн рублей. Конечно, можно снять за копейки бог знает что, побольше вложиться в рекламу, сорвать куш, но ведь это будет одноразовый успех. Второй раз зрители не купятся на халтуру.
Любителям надо учиться
– Чего не хватает иркутским кинематографистам?
– Опытным режиссёрам недостаёт разве что здоровья, молодёжи - прежде всего профессионализма. На втором месте – смелости, решимости реализовать свои идеи. Конечно, кино - очень сложный процесс, но если горит, не надо бояться пробовать. Сейчас есть возможности многому научиться и даже получить средства на съёмки.
– По-моему, смелости молодёжи как раз не занимать. Любительское, домашнее, кино снимают все кому не лень. Свои режиссёры есть даже в самой глубинке. Отношение к провинциальному творчеству неоднозначное: кто-то обвиняет кинодеятелей в «дешёвой подделке», другие хвалят и поддерживают.
– Я отношусь к любительскому кино нормально. Люди не видят на экране жизнь, которая была бы им близка и интересна, и находят только один выход - самим снимать об этой жизни. Их работы, как правило, имеют успех у земляков. Единственное, нам бы очень хотелось контактировать с этими ребятами, чтобы они не закрывались. Очень часто любители рассуждают: «Ну зачем нам кто-то что-то будет навязывать, критиковать, поучать, советовать. Мы лучше будем делать по-своему». Это неправильный путь. Учиться надо всегда и везде. Поэтому, если ты уже как-то соприкоснулся с профессией киношника, она тебе близка и интересна, то используй все возможности, чтобы постигать её и совершенствоваться. Мы часто устраиваем бесплатные мастер-классы и киношколы. Изначально делали ставку на обучение иногородних, но затея провалилась, потому что из районов народ не поехал. Для многих оказалось сложным вырваться на неделю в Иркутск. Согласна, можно читать литературу, искать информацию в Интернете, но всё равно живое слово, наставничество, совет ничем не заменишь.
Качество и уровень любительского кино, конечно, бывает разным, но для кого-то это первый шаг в профессию. Такая ситуация создалась закономерно. Если наша молодёжь не может поехать в Москву и получать режиссёрское или актёрское образование, она пытается осваивать профессию на местах. Сибирякам поступить во ВГИК просто нереально, причём не потому, что они бездарны и не талантливы. На всю Россию и страны СНГ там порядка 20 бюджетных мест. Коммерческое обучение стоит от 300 тысяч рублей в год. За пять лет - 1,5 млн рублей. Естественно, такие суммы несопоставимы с нашим уровнем жизни. Поэтому сегодня нет Шукшиных и Гайдаев, которые приходили из глубинки и снимали шедевры. Столичные сценаристы слабо представляют себе, что такое жизнь в регионах. Простые российские граждане живут совершенно другими проблемами, чем мы видим на экранах. В итоге дошло до того, что сейчас мы спасаем российское кино.
Изголодались по родному
– Кстати, вы одобряете квотирование на показ российских фильмов в кинотеатрах?
– Думаю, это справедливо. Мы как нация, как народ должны прежде всего продвигать свои фильмы, смотреть свою кинопродукцию. У меня почему-то такое ощущение, что кинотеатры эта затея не разорит. Люди настолько изголодались по отечественным фильмам, что пойдут валом на российского кино. Фильм «Легенда 17» это подтвердил. Понятно, живём в эпоху демократии и каждый человек волен выбирать то, что хочет. А с другой стороны, мы просто не знаем о сотнях достойных российских фильмов. Ситуацию нужно выравнивать. Смотрим зарубежные фильмы, потому что в киноиндустрии Запада работает мощный менеджмент, выстроенный десятилетиями, - агрессивная реклама, полностью выкупленные кинотеатры... Это огромная финансовая пирамида, пошатнуть которую не так-то просто.
Смотрите также:
- Сложности кино. Что мешает снимать шедевры региональным кинематографистам? →
- Зелёная киноволна. Зачем Иркутску нужен фестиваль экологических фильмов? →
- Почему любители берут в руки камеру? →