«Интересный зрителю фильм можно снять и без копейки в кармане. В обществе всегда существовала прослойка людей, способных создавать кино, вот только «инструмент» у них появился лишь 10 лет назад…». Феномен любительского «синема» - реалия сегодняшнего дня и большая загадка для гостя нашей редакции - телевизионного режиссёра, председателя жюри Всероссийского этапа фестиваля любительских фильмов «Рыбий глаз» Валерия Мишанина.
- Любительское кино - явление относительно новое, - говорит Валерий Мишанин. - Нам до сих пор присылают на конкурс видео, снятое от «от кнопки «запись» до кнопки «стоп». Да ещё и хвастают: «А меня вы видели в кадре?» В истории кино были гениальные работы, снятые одним планом, но там была задумка. Любительский фильм может отличаться от профессионального лишь качеством съёмки, работы. Интеллекта и души создателя в ней должно быть не меньше. Иначе зрителю неинтересно будет смотреть. Поэтому сложно назвать профессиональными большинство сериалов на телевидении - картинка может быть хорошей, но без содержания она теряет всякий смысл.
Простые вещи
«АиФ в ВС»: - Некоторые считают, что кино - это когда есть титры, название…
Валерий Мишанин: - Всё это лишь элемент оформления. Важнее драматургия, логическое завершение, чтобы безо всяких титров мы понимали - фильм закончился. Примерно треть кинолент, что сегодня присылают на фестиваль, действительно заслуживает внимания. А в этом году на конкурс пришло двадцать анимационных работ, все они вошли в костяк лучших и, безусловно, будут востребованы зрителем. Проводились соответствующие замеры - во время показа по телевидению рейтинг у хороших любительских фильмов сравним с остросюжетным кино.
Картинки мало, главное - идея
«АиФ в ВС»: - Что сегодня актуально для непрофессиональных киношников?
В.М.: - Как правило, простые вещи. Одни хотят рассказать зрителю о своей профессии, другие - о близком человеке. Я заметил, природу снимать стали реже, хотя в первые годы фестиваля это была самая популярная номинация. Чаще всего то были картинки под музыку: ручеёк, веточка, цветочек… Напоминает банальный слайд-шоу. Когда я смотрю такие кадры, посещает мысль: а почему оператор не снял конфликт: грозу, ливень, попавшего под потоки воды муравья? Природа сама по себе молчалива, и нужны какие-то приёмы, чтобы создать динамику. Скажем, ускорить бег облаков - как, например, победитель нынешнего фестиваля в номинации «Природа».
«АиФ в ВС»: - Какой фильм вам запомнился надолго?
В.М.: - Глубоко запала в душу работа, присланная любителем из-под Кирова. В восьмиминутном фильме мужчина показывает своего сына. Кино сделано документально, в нём почти нет закадрового текста и очень много интершума (звука, записанного вместе с видео. - Прим. ред.). На экране мальчик лет пяти переживает разные эмоции: смеётся, капризничает, удивляется… А в конце отпускает воздушный шар. В одном кадре он выпускает нитку из рук, стоя в комнате, а в следующем - шар летит в небо. И мы видим то улетающий шар, то глаза смотрящего на него мальчика… Нам присылают десятки фильмов про детей - это всегда умиляет, тема беспроигрышная. Но здесь каждая эмоция ребёнка была настолько прочувствована и подчёркнута, что фильм просто пронзил. Конечно, многое было снято «неровно», видимо из неудобных позиций - детей и животных тяжело снимать, что, впрочем, не мешало воспринимать фильм. Жаль, он не взял гран-при фестиваля - победил только в своей номинации.
Был в истории фестиваля двухсерийный художественный фильм из Краснокаменска - игровой, трюковый, каждая серия в нём продолжалась полтора часа. Глыба! Там индейцы в забайкальских степях сражаются с современными бандитами. Где-то не очень удачно записаны диалоги героев. Где-то откровенно некачественно снято. Но трюки были показаны отменно: броски, скачки на конях, стрелы, вонзающиеся в дерево возле головы героя… Это был первый фестиваль, в котором я участвовал как член жюри, и меня поразило тогда, насколько изобретательными могут быть непрофессионалы.
Таланту деньги не нужны
«АиФ в ВС»: - Как вы считаете, можно ли снимать кино вообще без денег?
В.М.: - Снять нечто «смотрибельное» можно и при наличии одной камеры. Это может быть документалистика, наблюдение. Даже игровая лента - потребуется только пара друзей, способных побыть актёрами или организовать необычную поездку. Например, работа-победительница позапрошлого года была снята врачами из Санкт-Петербурга. По сюжету один из героев - современный доктор засыпает и видит во сне свою больницу сто лет назад. В фильме есть переодевания, диалоги, всё снято в реальном антураже… главное, что всё было сделано без единой копейки.
«АиФ в ВС»: - А как насчёт коммерческого успеха непрофессионального кино? Могут ли участники фестиваля получить путёвку на большой экран или на телевидение?
В.М.: - Фестиваль - в первую очередь, общение. «Звёздочек» замечают, их идеями интересуются, порой приглашают сотрудничать.
«АиФ в ВС»: - Кто сегодня снимает любительское кино?
В.М.: - Применю вопрос к себе - я сам мечтаю снять кино. Но всё же варюсь в медийном море, имею представление о том, как делать телевидение, хотя это и несколько другое. Но что наталкивает слесарей, врачей, программистов - особенно тех, кто присылает работу в наиболее сложную номинацию «синема», - брать в руки камеру? Я не знаю.
Наверное, люди, понимая, что это их призвание, не пошли бы работать электриками или врачами. Тогда любительское кино для них сродни собиранию значков? Меня это удивляет. Возможно, есть рациональное объяснение: придя из кинотеатра, человек хочет попробовать сделать сам то, что видел на экране… Снимают сейчас многие, а вот садятся за монтажный стол единицы. Наверное, сначала ими движет практичное желание собрать, сделать более компактным «домашнее видео», чтобы оно не лежало километрами плёнки и гигабайтами информации. И часто на монтаже закрадывается идея…
Мне кажется, наши люди обладали потенциалом создавать кино всегда и дело было лишь за инструментом. Раньше, чтобы начать монтировать, нужны были два видеомагнитофона, потом появились магнитофоны с функцией видеовклейки, где можно было выполнять простейшие монтажные ходы. И только лет десять назад, когда пришли компьютеры - достаточно мощные и с большим объёмом памяти, стало возможно любительское кино как явление.
Комментарий:
Г-н Енатцу, глава японской делегации, президент телекомпании BTV:
- Любитель снимает не так, как профессионал. По-своему выбирает ракурс, по-своему разрабатывает сценарий… В фильмах конкурсантов есть та свежесть, которой нет в работах профессионалов. Мы не против того, чтобы в дальнейшем эти люди приходили работать на телевидение, но в первую очередь они интересны нам как любители - люди, у которых, помимо всего прочего, есть основная профессия.
Кстати:
«Рыбий глаз» - название широкоугольного фотообъектива. Одноимённый фестиваль получил статус международного с 2003 года. В России международный финал прошёл во второй раз. Обладатель гран-при из Японии Ryugi Nishitani получил статуэтку из золота и серебра на нефритовой подставке. Представители Кореи победили в номинациях «Мой город», «Моя семья»; россияне - «Синема», «Путешествие»; монголы - «Природа», «Анимация».