Пистолет в кармане. Зачем жители Иркутской области покупают оружие?

98 % покупателей оружия в Иркутской области приобретают его для охоты. © / Василий Солкин / АиФ

«В разгар дня у остановки произошла перестрелка», «Пьяные мужчины устроили стрельбу у ресторана на Верхней Набережной», «Мужчина стрелял по прохожим в Иркутске» – это заголовки новостей не из лихих 90-х, как можно было подумать, а вполне себе свежие криминальные сводки о преступлениях, произошедших летом 2018 года.

   
   

Читая такие новости, ловишь себя на мысли о том, не носит ли каждый встречный прохожий с собой пистолет. То, сколько же оружия хранят жители Приангарья на самом деле и для каких целей его покупают, выяснял корреспондент «АиФ в ВС». 

Стрельба со взломом

Одно из самых резонансных преступлений со стрельбой произошло в последние дни июля в микрорайоне Зелёном областного центра: в полдень прохожие услышали выстрелы. Оказалось, что пули летят с балкона пятого этажа одного из домов. Очевидцы вызвали полицию, правоохранители, приехав на место ЧП, потребовали у стрелка – 41-летнего иркутянина – прекратить огонь. В ответ последовал новый выстрел. Целился «снайпер» в полицейского, но пуля задела случайного прохожего, который получил незначительные ранения.

Правоохранителям всё же удалось задержать стрелявшего, он находился в неадекватном состоянии и мотивов своего поступка объяснить не смог. В итоге СУ СКР по региону возбудил в отношении иркутянина уголовное дело по статье «Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительных органов». 1 августа Куйбышевский районный суд арестовал мужчину на два месяца, пока идёт следствие.

Как стало известно корреспонденту «АиФ в ВС», на оружие, из которого палил житель Зелёного, были все разрешения и лицензии. Принадлежало ружьё отцу стрелка, и владелец даже хранил его по правилам – в закрытом сейфе. Но, видимо, недостаточно надёжном: сын смог взломать его, так оружие и попало к нему в руки.

Такие случаи, как говорят в полиции, происходят не часто, обычно в криминальных новостях «светится» никак не зарегистрированное оружие. 

Портрет хозяина ружья

В большинстве случаев жители Приангарья приобретают огнестрельное оружие для охоты. Как говорит начальник отделения организационно-методического обеспечения Центра лицензионно-разрешительной работы Управления Росгвардии по Иркутской области, майор полиции Егор Ветров, на охотников приходится 98% всех выданных лицензий, 2% жителей в графе «цель покупки» пишут «самооборона». Для защиты граждане могут покупать как гладкоствольные ружья (но обороняться ими можно только дома, выносить их за пределы квартиры запрещено), так и травматические пистолеты. А вот нарезное оружие, у которого дальность поражения больше, можно использовать только в охотничьих целях, притом купить его может только тот охотник, у которого за плечами 5 лет опыта владения гладкоствольным ружьём.

   
   

По словам Егора Ветрова, число желающих приобрести огнестрельное оружие с годами не растёт – наоборот, снижается, но снижение незначительное. Цифры примерно на одном уровне. За полгода 2018 года жителям Иркутской области выдали 1360 лицензий на покупку нарезного оружия, 2224 лицензии на приобретение гладкоствольного и 673 – на травматику.

Как поясняет эксперт, выданная лицензия не означает, что гражданин, который её получил, дошёл до оружейного магазина: если документом не воспользовались полгода, его нужно вернуть. Так что за шесть месяцев, по статистике Росгвардии, 35 магазинов, у которых есть лицензия на торговлю оружием в Приангарье, продали около 2700 ружей, гладкоствольных и нарезных. 

Сейчас в Иркутской области оружием владеют 83 тыс. жителей, у них в сейфах хранятся в общей сложности 153 тыс. единиц ружей и травматических пистолетов. Больше всего хозяев «стволов» живёт в Иркутске – 25 тыс. человек, на втором месте по их числу – Ангарск (9 тыс. человек), на третьем – Братск (8 тыс. человек).

«Средний возраст владельцев сказать сложно, такой статистики нет, но по большей части это люди от 30 до 40 лет. Травматическое оружие раньше можно было покупать с 18 лет, но недавно законодательство ужесточилось: теперь покупать травматику можно только с 21 года. Также из недавних «поправок» в закон – административная ответственность за ношение оружия в пьяном виде, кроме того травматический пистолет нельзя брать с собой в общественные заведения: клубы, рестораны, кафе», – комментирует Егор Ветров. 

Три тысячи нарушителей

В целом за 7 месяцев нынешнего года к административной ответственности за нарушения правил хранения, перевозки, использования оружия привлекли больше 3,1 тыс. жителей Приангарья. В это же число входят те хозяева ружей и пистолетов, которые вовремя не продлили своё разрешение.

Можно было бы назвать забавной историю, которая произошла в Усть-Илимском районе прошлой зимой с одним из охотников-промысловиков. Правда, сам он вряд ли так считает. Мужчина обходил угодья, расположенные в десятках километров от ближайшей деревни, и решил остановиться в зимовье. Оставив вещи, в том числе два ружья, в избушке, он пошёл за водой, а возвращаясь, услышал шум и увидел в зимовье силуэт медведя. Чтобы избежать встречи с хозяином тайги, мужчина на несколько часов притаился в лесу, а когда вернулся к месту ночлега, не обнаружил мешка из-под рыбы, в котором и находилось оружие – его, видимо, утащил медведь. Несколько дней незадачливый охотник искал пропажу по тайге, но найти так и не смог. Пришлось обратиться в полицию, правда, правоохранителям тоже не удалось выйти на след похитителя – в лесу прошёл снегопад. В итоге промысловик заплатил за нарушение правил хранения ружей штраф, целый год он не может покупать, хранить и использовать оружие.

Личный опыт

Житель Иркутска Владимир, 25 лет:

«Моя семья живёт в Тайшете, мой отец давно увлекается охотой, с детства прививал любовь к тайге и мне, брал с собой в лес, а когда мне исполнилось 18 лет – подарил ружьё. Помню, как оформлял документы – проходил медкомиссию, обучение, сдавал экзамен, даже вступил в охотничий клуб, где мне выдали «корочку». Правда, в 18 лет я выглядел как подросток и даже однажды услышал от кого-то в полиции удивлённое: «Зачем тебе, ребёнку, разрешение на ружьё?» 

Дома у нас было два сейфа: в одном лежало оружие отца, в другом – моё. Охота тогда была моим главным хобби. А потом я переехал в Иркутск, поступил в университет и это увлечение забросил. Да так, что однажды несвоевременно подал документы на то ружьё, которое мирно лежало в Тайшете, в запертом сейфе. Пришлось возвращаться на родину, платить штраф, разрешение у меня забрали, отцовский подарок, впрочем, тоже. Оказалось, всё очень строго. Чтобы ружьё не отдали на уничтожение, я написал заявление, что дарю его отцу, тот оформил документы и теперь охотится с ним сам». 

Комментарий

Денис, совладелец оружейного магазина в Иркутске:

«Оружейный магазин открыла моя семья, я уже несколько лет работаю здесь продавцом, общаюсь с клиентами. Не сказал бы, что сейчас все стали вооружаться и спрос на оружие вырос. Наоборот, мы видим некоторое его падение. Однако сложно говорить, с чем это связано: может быть, законодательство, которое постоянно ужесточается, влияет на желание людей купить ружьё или травматический пистолет. Возможно, кто-то уходит к нашим конкурентам. В последнее время магазинов, которые торгуют оружием, в Иркутске стало больше. 

Среди наших клиентов, конечно, больше мужчин, но бывают и женщины, они так же, как и представители сильного пола, покупают ружья для охоты, патроны к ним, «травматы» для самообороны. Не скажу, что они как-то особенно выглядят, – обычные женщины средних лет. В основном покупатели приходят с лицензией на покупку оружия, но бывают и те, кто не знает, что оно нужно. Тогда мы консультируем, объясняем, как его получить. Если у человека нет лицензии, даже трогать ружьё или пистолет ему запрещено.

Вести такой бизнес сложно, как и любое предприятие, деятельность которого требует лицензирования, плюс постоянные проверки. Но преимущества вижу: хоть конкуренты и есть, их всё же не так много». 

Кстати

В Иркутской области работает программа по добровольной сдаче оружия за деньги. Каждый год из регионального бюджета на это выделяют 1,5 млн рублей. К примеру, если гражданин принесёт рабочее нарезное ружьё, получит 8 тыс. рублей, за неисправное дадут в два раза меньше. За 7 месяцев этого года жители региона сдали в полицию 155 единиц оружия, в том числе 2 единицы самодельного и 7 боевого – это автоматы, пистолеты.

Как говорят правоохранители, чаще всего приносят гладкоствольные ружья. Дело в том, что раньше их можно было купить без лицензии, и они до сих пор хранятся в старых домах.

Бывают и необычные «находки» – к примеру, нынешней весной жительница Качуга сдала в Росгвардию браунинг, изготовленный в 1900 году, и патроны к нему. Женщина рассказала, что нашла пистолет при переезде в закрытом комоде своего отца, занимавшегося реставрацией оружия. Удивительно, но оружие всё ещё было пригодно для стрельбы, пенсионерка получила за сданное оружие и боеприпасы 11 тыс. рублей.

Смотрите также: