Мне 77 лет, и до сих пор не понимаю, как можно не любить школу, своих учителей, одноклассников. Мне кажется, что ШКОЛА, это самое тёплое, прекрасное, что было в нашей жизни, где не было зависти, подлости, разнузданности, как порой бывает сейчас. Да и что могло быть в послевоенные 40-50-е годы, когда мы все были одинаково полуголодны, полураздеты, а в старших классах ходили в парусиновых туфлях, а на школьные вечера - в коричневых платьях, чёрных фартуках, которые шили наши мамы из каких-то подручных средств. Недавно мне рассказывала одна наша одноклассница, что ей мама сшила пальто из старых велюровых штор.
Уроки, которые помню всю жизнь
А что касается учителей, то их авторитет был непререкаемый. Конечно, кого-то любили больше, кого-то меньше, но никому не приходило в голову спорить с учителем, а уж, тем более, оскорблять его, обижать. Их уроки, знания предмета помнятся до сих пор. У нас было несколько учителей в разных классах по русскому языку, не всех помнишь (всё-таки прошло почти 60 лет) но многие их уроки, и даже некоторые правила не забываются. Хотя иногда, современным учителям, ученикам может показаться, что мы пишем неправильно. Но ведь и Интернет, и программа WORD, которая подчеркивает неправильные слова, делались современными учёными. Да, можно спорить о правильности написания, но мы сейчас говорим о том, какие знания нам закладывали тогда. Нас учили, что слово «рассчитывать» можно писать по-разному в зависимости от смысла. Например, фразу “ Я рассчитываю на тебя” можно заменить «Я полагаюсь на тебя», значит, в этом случае надо писать слово с одним «с» А если рассчитывать алгоритм, схему и пр., то надо писать с двумя «с».
Я помню многих учителей: по русскому языку - Иосифа Абрамовича Хмельницкого, по химиии - Людмилу Николаевну Белоусову, но особую роль в моей жизни сыграла учительница по математике Галина Ивановна Данилина. Эта потрясающая женщина, ростом примерно 150 см с негромким голосом, так умела держать класс, что никто не смел ей дерзить, или как-то с неуважением отнестись к ней. Все-таки привить любовь к математике подросткам не так-то просто. Именно, любовь. Больше всего я любила геометрию с применением тригонометрии. Мне нравилось доказывать теоремы, идти от обратного, что очень развивало логику. Это всё, конечно, я оценила потом. Часто я с удовольствием решала задачи, при этом, не глядя на доску. И была очень удивлена, когда я приходила к правильному решению задачи, но своим путем, не тем, как было подсказано на доске. И Галина Ивановна все это ценила. Я не была отличницей по всем предметам (хотя училась на 4 и 5), но по геометрии всегда были пятёрки. Не очень хорошие отношения у меня были с алгеброй, В силу своей невнимательности часто путала плюсы и минусы, что влияло на оценку в тетрадях, журнале. Но однажды…. В один день всё перевернулось - мое отношение к себе, другим, жизни. И всё это - Галина Ивановна….
Трудная задача
Нам задали на дом одну задачу по алгебре. Когда я вернулась из школы сразу же села за её решение. Но за день не решила. Отдохнув немного, уже вечером, снова стала решать. У нас дома было много чистых листов бумаги, т.к. отец работал в редакции газеты, много писал. Просидев всю ночь над задачей, исписав кучу бумаги, часов в 6 утра, я решила её! И оказалось, что я - практически единственная, кто справился. Была ещё одна девочка, но у неё отец был математик, естественно, это он решил задачу. И Галина Ивановна это поняла и поставила мне, единственную пятерку в классе….
Это всё и решило мою дальнейшую судьбу. Когда в 10-м классе стал вопрос о выборе профессии, Галина Ивановна советовала мне поступать на физико-математический факультет в нашем университете. Родители, не видевшие особо моих успехов в математике, советовали поступать в иняз, где не было большого конкурса. Я так и сделала. Поступила, училась как все. Но мечта -связать свою жизнь с прикладной математикой, программированием, осталась навсегда. Окончив иняз, поработав в школе, ушла в математическую лабораторию Сибирского отделения Академии наук РФСР, где проработала много лет переводчиком математической литературы. Но постоянно думала о своей мечте. И потом я решилась пойти на подготовительные курсы вечернего отделения математического факультета ИГУ. Поступила, училась и одновременно работала в Сибирском энергетическом институте при Академии наук, занималась программированием. Сейчас, конечно, другое программирование, другие IT, даже не все языки помнишь, с которыми пришлось столкнуться за время работы на разных предприятиях. Это и программирование в кодах, Assembler, Algol, Fortrun, Epsilon , а позднее - FoxPRO. Горжусь своими программами для бухгалтерии, домоуправления, для перекодировки цифр в буквы и пр. А позже создала два своих сайта по книжкам на Интернетовских языках. Получаю большое удовольствие от своей работы. Могла ли бы я это все осуществить, если бы не Галина Ивановна? Однозначно, нет! Низкий ей поклон и спасибо!
Связанные одной школой
Однажды меня судьба забросила в Москву на несколько лет. Я слышала от кого-то, что Галина Ивановна жила в то время недалеко от Москвы. Я узнала её адрес, написала ей, и сердечно поблагодарила за ту пятёрку, и за мою судьбу. Галина Ивановна мне ответила и приглашала в гости. Но я тогда очень много работала, и не могла вырваться к ней. И сейчас очень жалею, что не успела застать её при жизни.
Хочу несколько слов добавить о своих одноклассниках. Мы сейчас все в солидном (мягко говоря) возрасте, но стали навсегда родственниками, объединёнными общими учителями, воспоминаниями, смешными историями. Иногда собирались на наши встречи по поводу 45-летия, 50-летия окончания школы. У себя в компьютере храню фотографии с наших встреч, и всегда с теплотой смотрю на эти фото. Конечно, время разбросало многих, у всех своя непростая судьба, но с некоторыми друзьями перезваниваемся, поздравляем друг друга с днями рождения. Не всегда можем встречаться, здоровье не всем позволяет. Жизнь идёт… а память остается навсегда. Спасибо всем учителям и одноклассникам 1958 г. выпуска 17-й школы Иркутска!
Галина Стом (Апарцина),
Иркутск
Смотрите также:
- Географ с глобусом в «мобиле». Учитель года-2016 считает телефон помощником →
- Непедагогическая поэма. Как школьный «ботаник» превращается в убийцу? →
- Уроки доброты. Почему важно научить ребёнка милосердию? →