Проблема конфликтов в семьях остаётся актуальной во все времена. Однако серьёзные меры принимают, только когда ссора вышла за пределы квартиры и привела к необратимым последствиям. Но и тут есть проблема – не всегда «домашние тираны» отвечают за свои поступки. Один из таких случаев произошёл в Иркутске прошлым летом.
Всё началось с развода
Дату 13 июля 2021 года жители одной из многоэтажек на улице Советская в Иркутске запомнили надолго. В этот день на парапет балкона 14 этажа вышел мужчина, который держал на руках своего трёхлетнего сына. На протяжении нескольких часов он стоял фактически над пропастью, не реагируя на просьбы спасателей и полицейских вернуться в квартиру. Он грозился спрыгнуть с ребёнком вниз и требовал встречи с бывшей женой – матерью малыша.
Одним из первых буйного отца заметил мальчик, который живёт в соседней квартире, когда вышел на балкон, чтобы посмотреть погоду.
– Я тут же начал ему кричать, пытался как-то его успокоить, слова нужные подобрать, чтобы он не совершал необдуманный поступок, – вспоминает 13-летний Руслан Литвинов.
Подросток первым вступил в диалог с мужчиной, а затем отговаривать его от прыжка начала и мама Руслана. Тем самым они выиграли время для полицейских и сотрудников МЧС, которые успели подняться в подъезд. Неравнодушные Литвиновы пустили их к себе в квартиру, где развернули опер штаб по спасению соседского ребёнка.
Туда же позже привели и мать мальчика, которого продолжал удерживать отец. На ней были тёмные очки – так она скрывала следы от побоев, которые, по её словам, нанёс дебошир. Как выяснилось, причиной его опасного поступка стал конфликт в семье на фоне развода. Инициатором разрыва отношений была супруга, которая страдала от домашнего насилия.
– Распад семьи – это стрессовая ситуация для всех её членов, и в процессе бракоразводных отношений манипуляция детьми присуща многим родителям, – говорит профессор кафедры социальной философии и социологии ИГУ, доктор социологических наук Татьяна Грабельных. – Если человек не может справиться с возникшей в его жизни проблемой, то без психологической помощи состояние эмоционального напряжения перерастает в депрессию, которая и провоцирует совершение подобных поступков.
Лишь спустя четыре часа инспектор по делам несовершеннолетних Ксения Кучина и психолог МЧС Валентина Харинская уговорили горе-отца вернуться в квартиру. Там его уже поджидали оперативники, которые доставили дебошира в отделение.
– Прошу прощения у своего ребёнка, которого я люблю и без него жить не могу и жену свою тоже люблю, – сказал мужчина при задержании. Позже он объяснил следователям, что хотел тем самым привлечь внимание своей жены.
– Причиной такого поведения взрослого человека является алкоголизация, безответственность и эгоизм, – уверена детский практический психолог высшей категории Елена Кутелева. – Для осуществления собственных желаний и потребностей мужчина рисковал жизнью собственного сына. Ребёнок в этой ситуации безусловно получил огромную психологическую травму и сейчас невозможно в полной мере спрогнозировать последствия. Можно с большой степенью уверенности сказать, что малыш приобрёл несколько фобий.
Вина не доказана?
Изначально следователи предъявили отцу обвинение в приготовлении к убийству малолетнего. Позже к нему добавились незаконное лишение свободы ребёнка, причинение лёгкого вреда здоровью экс-супруги и угроза убийством, грабёж бывшей жены с применением насилия, не опасного для жизни и здоровья.
После передачи дела в суд обвиняемый потребовал рассмотреть его с участием присяжных заседателей. Коллегию из шести человек собрали в сентябре 2022 года, а 29 ноября они огласили вердикт, который поверг в шок многих иркутян: мужчину, который угрожал сброситься с ребёнком с 14 этажа, по большей части статей признали… невиновным.
– 29 ноября 2022 года коллегией присяжных заседателей был провозглашён вердикт, согласно которому подсудимый признан виновным в незаконном лишении свободы человека и в причинении лёгкого вреда здоровью. Также невиновным в совершении угрозы убийством, грабежа с применением насилия, не опасного для жизни и здоровья, и в покушении на убийство малолетнего лица, – пояснили в пресс-службе Октябрьского районного суда города Иркутска.
Почему же судья на сто процентов согласился с решением коллегии? Всё дело в нормах действующего законодательства, согласно которым оправдательный вердикт присяжных обязателен для суда и влечёт вынесение оправдательного приговора.
– С учётом всех обстоятельств, влияющих на назначение наказания, в частности небольшой тяжести преступлений, в совершении которых коллегией присяжных заседателей подсудимый был признан виновным, данных о личности подсудимого судом ему назначено окончательное наказание в виде ограничения свободы на срок 1 год 6 месяцев, – добавили в суде.
Однако и здесь наказания не последовало: поскольку мужчина был под стражей с 13 июля 2021 года по 29 ноября 2022 года, суд решил, что полтора года наказания уже прошли. Поэтому осуждённого в итоге просто освободили.
Кстати, если конфликтующие супруги не привлекают к своим разборкам детей, это ещё не значит, что им не нужна публика. В июле этого года в Усть-Илимске супруги разодрались прямо во дворе дома на глазах у прохожих. Видео, на котором муж избивает и унижает жену, быстро облетело соцсети. Интересно, что пострадавшая не обращалась ни в полицию, ни в травмпункт – участников происшествия полицейские разыскали самостоятельно.
– Шёл с ней из бара, произошёл конфликт на бытовой почве, – вспоминает задержанный. – Я разозлился и начал избивать её руками и ногами.
Избитая женщина отказалась писать заявление на дебошира. Сотрудники МВД же смогли обвинить его только в нарушении общественного порядка. В итоге дебошира задержали лишь на четверо суток.
Позиция Кузнецовой
Наталья Кузнецова, руководитель кризисного центра для женщин «Мария»
Последние два года всё чаще возникают ситуации, когда родители используют детей как средство манипуляции для достижения своих целей. К сожалению, наше законодательство несовершенно, и, поскольку мать и отец имеют равные права на ребёнка, никто не будет ничего делать до тех пор, пока не будет доказано, что малышу угрожает реальная опасность. А сделать это очень сложно. Мы уже сталкивались с похожими ситуациями, общались с правоохранительными органами и опекой, но ничего не могли добиться.
Например, был случай, когда отец удерживал детей, и были подозрения, что он применял к ним физическое и эмоциональное насилие. Мы обошли все инстанции, но нам никто не помог, потому что он не был ограничен в родительских правах. Предложили просто договориться.
В таких случаях с семьями должны работать опытные психологи и квалифицированная служба медиации, которая может помочь родителям найти контакт. Многие относятся к медиации скептически, не понимают, почему это так важно, и не готовы обсуждать свои проблемы. Поэтому приходится объяснять, что от их действий страдают в первую очередь дети. Их психика ещё должным образом не сформировалась, они переживают такие эмоциональные потрясения тяжелее, чем взрослые. Поэтому конфликты в семье легко могут обратиться в серьёзные психические и психологические проблемы у ребёнка в будущем. А нести ответственность за здоровье детей должны в первую очередь мамы и папы.
Если в семье, в которой зарегистрированы случаи домашнего насилия, есть дети, органы опеки и инспекторы по делам несовершеннолетних должны реагировать на подобные сигналы незамедлительно. Увы, у нас часты ситуации, когда заявления о рукоприкладстве в семье не рассматриваются вовсе. Более того, иногда жертвы сами забирают заявления. И всё это до тех пор, пока не произойдёт что-то действительно страшное. Но ведь проще предотвратить проблему, чем потом разгребать последствия.
Комментарий
Роман Кравцов, адвокат, кандидат юридических наук, член общественного совета при ГУ МВД России по Иркутской области
Суд присяжных решает вопрос о том, виновен ли человек и совершал ли он преступление, а профессиональный судья, в свою очередь, исходя из решения присяжных, назначает наказание. Решение присяжных является обязательным для суда первой инстанции, но при этом сторона защиты имеет возможность обжаловать приговор в апелляционном суде.
Присяжные могут принимать участие в рассмотрении дел по строго ограниченному количеству статей уголовного кодекса. Коллегию собирают по ходатайству обвиняемого. Присяжным заседателем может стать практически любой: нет ограничений по возрасту, количеству имущества или роду деятельности. Однако некоторым в коллегию путь заказан. Например, в неё не может войти следователь, который ранее вёл дело подсудимого.
Состав присяжных формируется с помощью случайной выборки из числа кандидатов, которые изъявили желание стать заседателями. Выбранным гражданам направляют повестки, после чего они приходят в суд и участвуют в отборе присяжных. Это сложная процедура. Сначала стороны защиты и обвинения задают каждому из кандидатов вопросы, которые позволяют выяснить, могут ли они принять участие в рассмотрении конкретного дела. Затем каждую из кандидатур обсуждают, после чего формируется окончательный состав коллегии.