Подрядчика, призванного перевозить в приют и содержать там бесхозных Шариков и Бобиков, определили вовремя, но уж слишком он оказался жестокий.
Причём настолько, что после посещения приюта волосы дыбом встают и у чиновников, и у бывалых зоозащитников.
Отловил и… убил?
«К суду живодёров!» - на плакатах неравнодушных иркутян, которые пришли в Иркутский сквер Кирова на митинг, нарисованы краской яркие кровавые капли и щедро наклеены фотографии худых измождённых псов с грустными глазами. Впрочем, не только плакаты - вся история об отлове этого года - не для слабонервных.
Всё началось, когда в апреле администрация Иркутска разыгрывала контракт на отлов и содержание животных: с прошлого года полномочия по этому вопросу находятся в ведении муниципалитетов. Торги выиграла «Перспектива-авто» - фирма из Бурятии, по автомобильному названию которой понятно, что некогда её специалисты учили новичков правилам дорожного движения, а позже ушли в «собачий бизнес».
Всего в этом году на отлов и содержание более полутысячи собак в Иркутске предусмотрели 2,246 млн рублей. Однако фирма-победитель стоимость контракта «уронила» аж до 1,588 млн рублей. Притом на эти деньги она должна была не только содержать и ловить животных, но и строить для них новые вольеры.
Нужно сказать, что в Улан-Удэ у этой организации была не самая лестная репутация, поэтому иркутские зоозащитники забили тревогу сразу. Лишь тень «Перспективы» появилась на горизонте, они поняли, что у местных собак перспектив немного. Волонтёры предсказывали, что не пройдёт и пары месяцев, как в работе организации найдут массу нарушений. Впрочем, через месяц компания оказалась в списке недобросовестных подрядчиков, но к этому времени отлов уже развернулся полном ходом, и не только в областном центре.
«В несчастном списке чуть меньше 10 муниципалитетов, до которых добрались руки этих «псевдосодержателей»: Баяндай, Слюдянка, Ольхонский, Ангарский, Усольский и даже Братский район! - кричит Татьяна Овсянникова, глава общественной организации «Земляне». - И отовсюду животных должны были вывозить в приют в Карлуке. Но кто повезёт туда собак из Братска? Помилуйте, они их никуда не возят, а там, на месте, убивают. Руководство «Перспективы-авто» открыто заявляет, что падёж это нормальное явление и при таких расценках другого варианта и быть не может: на отлов одного пса выделяют порядка тысячи рублей, за транспортировку - 500, а на содержание - всего 13 рублей в день!»
Не досчитались
Точных данных о том, сколько же собак сегодня находится в приюте, не может сказать никто. По примерным подсчётам чиновников и волонтёров, в Карлуке - от 300 до 500 животных (половина из которых живёт там уже давно), а совсем не 2 тысячи, которые должны были поселиться там после отлова. Куда делись остальные - неясно. Зоозащитники утверждают, что большую часть несчастных сожгли в крематории на одной из ферм Хомутово, предварительно «накачав» дитилином - сильным препаратом, который сначала парализует пса, а потом медленно и мучительно убивает его в течение 20 минут.
Порядка нет не только в приюте, но и в документах, которые подрядчик предоставляет администрациям городов и районов. Как сообщила пресс-служба иркутской мэрии, когда деятельность организации начали проверять сразу все заказчики, выяснилось, что специалисты «Перспективы-авто» демонстрировали проверяющим из разных муниципалитетов фотографии одних и тех же животных. Причём общее число сфотографированных далеко от контрактного - всего 197 особей.
Одиночный пикет
«С весны Иркутская область потеряла больше 2 тысяч животных, каждую неделю не досчитываемся по сотне, - рассказывает Виктория Косинская ветеринар, руководитель фонда по защите животных «Верность». - Я требую, чтобы этого подрядчика в нашем регионе не было. У нас есть грамотные люди, которые на самом деле могут определять животных в приюты, кормить, лечить, кастрировать, стерилизовать и пристраивать в добрые руки. Мы с апреля пишем во все инстанции, но на нас никто не обращает внимания».
Отчаявшись решить вопрос обычным путём, девушка решилась на крайнюю меру - устроила одиночный пикет с голодовкой у «серого дома». А для убедительности прихватила с собой щенка, которого спасла от жестоких подрядчиков.
«Это инвалид из приюта, - показывает девушка на игривую светленькую собачку в клетке. - К сожалению, её папа, мама, братья и сёстры погибли. Теперь это моя собака».
Сначала на беседу с Викторией приехали специалисты региональной ветеринарной службы, которые рассказали, что будут требовать в прокуратуре санкцию на проверку «Перспективы-авто».
- Но санкционированные проверки необъективны, ведь подрядчика заранее о них предупреждают, и тот всё зачищает, больных собак отправляет на тот свет, находит новых здоровых в соседней деревне и показывает, какой он хороший, - вздыхает Виктория. - Зная об этом, мы в последнее время приезжали в приют за сутки перед рейдом, находили там кучу трупов и перегораживали ворота, чтобы они не могли их вывезти за территорию, и администрация увидела весь ужас, который там творится.
В итоге к Виктории Косинской всё же вышел представитель правительства и заявил, что тоже «включится» в разбирательства.
Комментарий
Наталья Ступина |
Наталья Ступина, и.о. начальника управления экологии комитета городского обустройства администрации Иркутска:
- Мы увидели множество печальных нарушений, но должны действовать строго в рамках законодательства. Считаем, что в первую очередь приют должна проверить ветеринарная служба, и по итогам этой проверки мы сможем скорректировать свои действия по отношению к предприятию: либо позволить работать дальше, либо предпринять все меры и разорвать контракт.
Организация предоставила нам материалы, касающиеся отлова животных. Сейчас проводится экспертиза документов, и те работы, которые были выполнены, мы вынуждены будем оплатить по контракту. Однако большая часть средств идёт на содержание животных, а здесь у нас - большие вопросы.
На сегодня «Перспектива-авто» уже завершила отлов, на её совести только содержание животных. На сэкономленные от первого контракта 653 тысячи рублей мы заключили договор с питомником «К9», который должен отловить и содержать 163 пса.
Мнение
Анна Гольская, волонтёр:
- Нужно менять сам подход к проблеме, потому что отловы не дают результата. Одних собак отловили - на их место пришли другие. Необходимо прислушаться к зоозащитникам, которые делают акцент на стерилизации.
Обычная коммерческая стоимость такой процедуры для собак - 2,5 тысячи рублей в зависимости от веса. Но ведь не секрет, что волонтёры собирают пожертвования и договариваются с ветклиниками и стерилизуют животных за гораздо меньшие деньги.
Только стерилизацией втечение 3-5 лет можно добиться ощутимого результата, когда псы не будут бегать по городу и умирать в приютах.