Жители села Моты Шелеховского района серьёзно обеспокоены. Они собираются на улицах, устраивают пикеты и записывают видеообращение к Владимиру Путину, который в августе прошлого года поручил ликвидировать все отходы Байкальского целлюлозно-бумажного комбината до 2020 года.
Причина беспокойства в том, что местом для захоронения ядов может стать их родная земля.
Откуда вести?
Преследуя благие цели, во избежание экологической катастрофы, комбинат закрыли 5 лет назад. Но за 45 лет его работы накопилось большое наследство в виде 6,5 млн. тонн ядовитого шлам-лигнина. Оператором работ по ликвидации отходов БЦБК назначили «Росгеологию», которая предложила организовать кладбище лигнина на собственном участке земли в 245 га, расположенном в живописных окрестностях села Моты.
Информация об этом буквально просочилась в народ, который сделал выводы и начал протестовать. Ирина Севастьянова, депутат Шаманского сельского поселения, рассказывает:
«В нашу администрацию пришло письмо от «Росгеологии» с просьбой перевести их земли из сельхозназначений в промышленные. Эта информация стала известна в селе. А недалеко от участка компании в прошлом году начали разрабатывать карьер и отсыпать дорогу. Из этих факторов люди сделали вывод, что отходы из Байкальска скоро повезут к нам. А на общем собрании заместитель министра природных ресурсов Иркутской области Евгений Бичинов подтвердил, что всё-таки Моты рассматривают как одно из мест для кладбища шлам-лигнина. Ещё он назвал две другие возможные территории рекультивации отходов: промышленная зона в Байкальске и полигон бытовых отходов в Слюдянке. Но опять же никаких конкретных ответов на свои вопросы мы не получили. Всё держится в тайне. Мы обратились с этой проблемой к учёным, к правительству области и даже президенту. Ждём ответов и надеемся, что огромные деньги, которые вертятся вокруг этого БЦБК, не повлияют на решение и экологически чистое место и люди, живущие здесь, останутся в безопасности.»
Ученые тоже против
На сельском сходе 4 июня на негодование жителей сёл Моты, Шаманка и Шелехова мэр Шелеховского района Максим Модин заявил, что перевод земель из сельскохозяйственных в промышленные невозможен, а без заключения учёных не может быть никакого положительного ответа на предложение об устройстве могильника отходов.
Директор Лимнологического института СО РАН Андрей Федотов в беседе с корреспондентом «АиФ в ВС» назвал сложившуюся ситуацию абсурдной.
«Честно, я слышу о таком варианте впервые. Как можно предложить место, где проходит русло Иркута, для закапывания токсичных веществ. В случае чего заражение пойдёт вниз по течению и всё погубит. Даже если действительно что-то подобное планируют сделать в Мотах, я не могу представить, как туда будут доставлять отходы с Байкальска».
Местные жители уверены, что отходы на «прославившемся» комбинате трогать нельзя. К протестующим присоединились местные депутаты и предприниматели. Все они встревожены и намерены бороться до победного, ведь положительное решение о рекультивации промышленных отходов в лесу у реки приведёт в экологической катастрофе: будет заражён источник жизни. А сейчас леса этого края, отмечают бунтующие, богаты зверем, ягодами и грибами, а воды - рыбой.
Окончательное решение власти Приангарья и экологи обещали принять только в октябре этого года.
Советник Генерального директора АО «Росгеология» Антон Сергеев пояснил, что в рамках реализации проекта планируется именно рекультивация отходов БЦБК, но не перезахоронение, и на сегодняшний день территория поселка Моты в этом процессе никаким образом не задействована.