В ожидании прорыва. Иркутская область готовится к отопительному сезону

Отопительный сезон ещё не начался, а прокуратура уже выявила более 460 нарушений в ходе его подготовки. © / Густаво Зырянов / Сиб.фм

Тёплые деньки подходят к концу, скоро котельным предстоит заработать на полную катушку. Прошлой зимой не обошлось без крупных коммунальных аварий, а прокуратура выявила в работе коммунальщиков почти две тысячи нарушений. Как область готовится к предстоящему отопительному сезону, читайте в материале irk.aif.ru.

   
   

Не все трубы выдержат давление

Тепло в дома подают, когда среднесуточная температура воздуха пять дней подряд не поднимается выше восьми градусов по Цельсию. В Иркутске отопительный сезон обычно начинается в середине сентября.

«Сейчас коммунальщики обслуживают и ремонтируют оборудование котельных и тепломагистрали, – говорит министр жилищной политики и энергетики региона Анатолий Никитин. – В ходе подготовки к зиме планируется заменить более 100 км тепловых и водопроводных сетей. Сейчас эти работы выполнены на 75-80%, полностью они должны завершиться к 15 сентября».

Однако трубы начинают рваться почти сразу, как только в них под давлением подают горячую воду. Так это было, например, в сентябре прошлого года, когда из-за коммунальных аварий без отопления остались более 400 жителей посёлка Невон в Усть-Илимском районе и свыше тысячи нижнеудинцев.

В ноябре из-за прорыва теплотрассы в 40-градусный мороз замерзали в квартирах 64 жителя в п. Артёмовск под Бодайбо. В декабре рвануло в Братске – на центральной улице Ленина из-под земли забил пар, а обогрева лишились 83 жилых дома и соцобъекта. 137 домов оставались без обогрева в Слюдянке и 103 – в п. Мама. В марте отключали от тепла несколько домов в Иркутске.

Есть основания для тревоги и в этом сезоне.

«У нас в Нижнеудинске ещё в начале июля ветром снесло крышу котельной №4 и теперь дождями заливает пульт управления, – рассказывает местный житель Александр Токмянин. – Из-за этого котельная не работает. Люди больше месяца сидят без горячей воды, ремонт, насколько знаю, не начинался. А ведь скоро холода – не успеют же починить».

В ходе подготовки к предстоящему отопительному сезону прокуратура уже выявила более 460 нарушений, встречаются и совсем вопиющие – не все муниципалитеты, оказывается, считают необходимым заниматься обязательным ремонтом теплосетей.

По стране дешевеет, а у нас – дорожает

«Есть сложности и с обеспечением топливом северных районов, – признаёт Анатолий Никитин. – В последние несколько лет из-за изменения климата зимники начинают работать только в конце декабря-начале января, на 2-3 недели позже, чем раньше. Приходится больше топлива завозить по воде. Всего в рамках северного завоза необходимо поставить более 100 тыс. тонн угля и нефтепродуктов, пока отгружено 60%».

Перебои со снабжением в прошлом году тоже имели место. «Посильный вклад» в него вносят ресурсоснабжающие организации. Из-за повышения ими тарифов, муниципалитетам не хватает заложенных в бюджет средств на покупку топлива. В июле по этой причине город Свирск на неделю остался без горячей воды. Проблему рассматривали на уровне областного парламента.

А если топливо закончится зимой? Именно этого боятся жители Жуинского сельского поселения в Бодайбинском районе. Туда очень сложно завозить топливо: если не успеть до осенней распутицы, придётся ждать, пока не встанут реки, и везти за 300 км из Таксимо, через две ледовые переправы. Из-за этого тонна угля стоит в 6-8 раз дороже, чем в Иркутске. Субсидии областного бюджета хватило лишь на то, чтобы поставщик создал запас топлива в половину меньше, чем нужно на зиму.    
   

«У нас живёт 500 человек, большая часть – в домах с центральным отоплением, – отмечает глава поселения Оксана Батанова. – Плюс школа, больница и так далее. У района денег, чтобы помочь поселению, нет. Область предлагает нам бюджетный кредит, но его не хватит на нужный нам объём угля. Просим региональные власти помочь создать запас на всю зиму, иначе есть угроза возникновения ЧС».

По словам Анатолия Никитина, непомерный рост цен на топливо – проблема для всего региона. В целом по России уголь дешевеет с начала 2023 года, но в Приангарье, наоборот, дорожает – повышение составило уже 30-40%.

«Мы обратились в региональное управление Федеральной антимонопольной службы с просьбой разобраться с ценами на уголь», – сообщил министр ЖКХ.

В этом году ФАС уже выявлял чёрные дела с углём. В посёлке Мама три компании, две из которых были подставными, завысили цены на топливо. Сделали это для того, чтобы единственный реальный поставщик получил больше денег за счёт областных субсидий, выделяемых муниципалитету на покрытие разницы между экономически-обоснованным и приемлемым для населения тарифом на теплоэнергию. А мэрия городского поселения Мама незаконно передала предприятию блочно-модульную котельную.

Языком цифр

За отопительный сезон 962 котельных Иркутской области потребляют 1,5 млн тонн топлива. К началу сезона в регионе нужно создать запас в 201,5 тыс. тонн, сейчас он сформирован на 70%.