За деньгами и карьерой: молодежь уезжает из Иркутска

В 2020 году число жителей нашего региона сократилось на 15,5 тыс. Человек, из них 7,1 тыс. Мигрировали. По данным Иркутскстата, такие цифры - рекорд последнего десятилетия. К примеру, в 2019 году из региона мигрировали чуть больше 4 тыс. Человек. Что заставляет наших земляков покидать родные края, куда они чаще всего отправляются и как удержать молодёжь в регионе?

   
   

Кому климат не подходит, а кому - работа

Иркутянка Надежда Б. переехала из холодной Сибири на юг России, в Краснодар, в 2018 году. Девушка рассказывает, что всегда мечтала жить в тёплом климате.

- Иркутские зимы для меня были просто испытанием, - говорит Надежда. - Я всегда болела, была сонная и уставшая. Ещё когда училась в школе, думала уехать в Сочи или Краснодар, но мама уговорила окончить иркутский вуз. Пока училась, я работала и откладывала деньги на переезд. В итоге, когда я получила диплом, в тот же день собрала вещи и уехала.

В новом городе девушка живёт уже три года, говорит, что за всё время ни разу не пожалела о своём выборе.

- Как ни странно, я даже на работу устроилась очень быстро, хотя многие говорили, что в Краснодаре работы нет, - рассказывает Надежда. - Я специалист по рекламе и PR, работаю в местном рекламном агентстве плюс подрабатываю на фрилансе.

Со временем девушка хочет переехать ближе к морю - в Сочи, в Иркутск она приезжает очень редко в гости к маме.

Иркутянин Леонид Брюханов тоже покинул родной город - сразу после школы в 2013 году уехал в Москву и поступил на «бюджет» в столичный вуз. После учёбы молодой человек не поспешил вернуться в родной регион. По его словам, такой работы, как в столице, здесь не найдёшь.

   
   

- В Москве у меня объективно больше возможностей. Даже как молодой специалист я уже могу получать приличные деньги, подниматься по карьерной лестнице и заниматься при этом любимым делом - наукой. В Иркутске с этим сложнее.

Леонида с родным городом связывают только мама и папа. Однако со временем молодой человек хочет перевезти в столицу и их.

Погрешности статистики

Кстати, ни Надежда, ни Леонид убывшими из Иркутской области официально не считаются, они по-прежнему прописаны у родителей.

- Мы считаем убывающих и прибывающих людей по регистрации по месту жительства, - объясняет заместитель руководителя Федеральной службы государственной статистики по Иркутской области Елена Сигачёва. - Если человек сменил регистрацию с иркутской на любую другую вне нашего региона, он считается убывшим. Таким же образом мы считаем и прибывших. Понятно, что туристы в статистику не попадают, однако мигрантов, которые приезжают и остаются дольше, чем на 9 месяцев, мы вносим в этот список. И здесь важно понимать, что когда 9 месяцев временной регистрации заканчиваются и её никто не продляет, человек или семья вновь считаются убывшими из региона.

отток Фото: АиФ

Именно временные мигранты, по словам Елены Геннадьевны, дали основной отток в 2020 году. Из-за ковида многим пришлось вернуться на родину. Было мало и прибывших - закрытые границы, экономический кризис и эпидемиологическая обстановка сделали своё дело.

А что касается миграции, понять более или менее реальную картину службе статистики помогает перепись населения - при ней учитывается не регистрация, а фактическое место проживания.

- Чаще всего без регистрации в другие регионы уезжает молодёжь в возрасте от 18 до 30 лет, - говорит Елена Геннадьевна. - Они могут жить и работать в других регионах годами, и это, конечно, не даёт нам составить на сто процентов правильную статистику. Однако в переезде молодёжи я лично не вижу ничего плохого.

Помогут налоговые льготы

Председатель молодёжного парламента Иркутской области Иван Комельков логично считает, что молодёжь должна оставаться в своём регионе.

- Мы заинтересованы в том, чтобы родные кадры оставались и развивали регион, - говорит Иван Комельков. - Почему сегодня молодые люди уезжают? Всё просто - хотят поступить в топовые вузы, остаться там, где проще найти высокооплачиваемую работу и построить карьеру. И это понятно, в Иркутской области молодому специалисту достаточно трудно устроиться в хорошую компанию. Наша область очень дорогая для жизни, молодым людям просто не хватает средств, чтобы жить достойно. При этом у нас вроде как и рабочие места есть: по информации минтруда, сейчас открыто 72 тыс. вакансий, но в то же время они не подходят молодёжи. Не все ведь пойдут, к примеру, продавцами в магазины. У молодых людей нет опыта работы, а предприятия не готовы обучать специалистов под себя, им нужны уже готовые кадры, которые сразу включатся в работу.

отток Фото: АиФ

Чтобы сократить отток населения, власти региона сейчас разрабатывают меры поддержки для молодых специалистов и компаний.

- Возможно, что поможет налоговое стимулирование, - объясняет Иван Комельков. - Например, если работодатель трудоустраивает определённое количество молодых специалистов, то ему предоставляются налоговые льготы. Мне кажется, это прекрасный стимул. Пока мы остановились на этой идее и хотим внести предложение на законодательном уровне.

языком цифр
По информации Иркутскстата, на сегодняшний день в Иркутской области живут 685 тысяч молодых людей до 35 лет. Это около 29% от общего количества всего населения. По данным регионального минтруда, на конец 2020 года уровень регистрируемой безработицы среди молодёжи был 2,1% при общем уровне безработицы 2,5%. За полгода ситуация изменилась в лучшую сторону. На 1 июня 2021 года показатель снизился до 1%.

 

Комментарий эксперта

Фото: АиФ

Константин Григоричев, социолог: - То, что люди уезжают из Иркутской области, не хорошо и не плохо. Это, что называется, естественный процесс. Исторически Сибирь заселялась в несколько этапов, наиболее активно - в советский период. В годы войны сюда передислоцировалась значительная часть промышленности, а затем в 50-70-е годы народ поехал на великие сибирские стройки. Заселение по большей части шло на основе разных стимулирующих инструментов - от принудительного переезда и идеологической работы до экономических мер поддержки, когда появлялись районные коэффициенты к зарплате и подъёмные.

Однако к концу 70-80-х годов возможности для стимулирования были уже несколько исчерпаны, и тогда началось обратное движение, которое мы можем назвать отливной волной. Со второй половины 80-х наблюдается устойчивая тенденция к миграции с востока на запад и с севера на юг, в научной литературе её назвали «западный дрейф миграции».

Подтолкнули миграцию и экономические изменения в стране. Промышленность начала разваливаться, очень большая часть населения осталась без работы, а климат не располагал к комфортной жизни. Темпы оттока населения закономерно увеличились. Сейчас сложились устойчивые направления миграционного движения: Москва, Санкт-Петербург, Калининград, Ставрополье, Краснодарский край.

Население Иркутской области в среднем сокращается на 7 тысяч человек в год. Уезжающих заменяют прибывшие. Замещение населения происходит гораздо более быстрыми темпами, чем может показаться. Опять же, у людей есть широко распространённое представление о том, что славянское население замещается неславянским. Это, скажу вам, не более чем миф. В основном в Сибирь приезжают жители других регионов России - основные «доноры» Иркутской области, к примеру, Республика Бурятия и Дальний Восток.

Устоявшейся общей практикой в России можно назвать и переезд студентов и молодёжи в другие регионы. Многие считают, что это плохо, однако я здесь не вижу ничего плохого. Молодёжь более активная, подвижная, легко подстраивается по новые условия. Основа миграционного движения - образование. В этом плане, кстати, ЕГЭ - один из мощнейших инструментов, который стимулирует образовательную миграцию и отток молодёжи.

Что же касается будущего нашего региона, то если взять в расчёт то, как в Иркутской области развивается демографическая ситуация, мы в крайне негативной фазе. Сейчас сильно увеличивается естественная убыль населения - есть превышение смертности над рождаемостью плюс миграционные потери. И в ближайшие годы улучшения не предвидится.