Активное развитие туризма в Приангарье обернулось неожиданной проблемой - на турбазах и в отелях некому работать. Не хватает порядка трёх тысяч сотрудников. Между тем к 2024 году в регионе планируют построить 20 отелей с общим номерным фондом 20 тысяч единиц. Кто будет обслуживать в них гостей?
Пандемия «съела» спецов
Как рассказала руководитель агентства по туризму Иркутской области Екатерина Сливина, в пандемию многие туробъекты простаивали, и их сотрудники были вынуждены уйти в другие сферы. Сейчас турбизнес остро нуждается в поварах, горничных, официантах, администраторах. В регионе имеются высшие и средние учебные заведения, которые готовят кадры для этой сферы, однако их недостаточно. Да и набрать студентов на такие специальности непросто. Особенно в вузы.
«Почему-то у молодёжи гостиничный бизнес ассоциируется только с горничными, официантами, швейцарами. Зачем для этого высшее образование? - отмечает доцент кафедры мировой экономики и экономической безопасности БГУ Элина Ржепка. - Вообще-то раньше администраторы были только с высшим образованием, обязательно со знанием иностранного языка, затем, за неимением лучшего, стали брать старшекурсников вузов, позже - специалистов со средним образованием. Теперь работать на ресепшене можно и без знания языков. Мы сами на безрыбье понизили планку, и сейчас студенты и их родители уверены, что высшее образование для профессий турбизнеса не нужно. Тем более платное, а оно только такое, не все хотят платить по сто тысяч рублей в год, чтобы потом работать за 25».
Кстати, по словам Екатерины Сливиной, сейчас региональное министерство образования направило в федеральное ведомство заявку на 10 дополнительных бюджетных мест для обучения гостиничному делу в Иркутском госуниверситете. А для поднятия престижа профессий турбизнеса задумали снять короткие киносериалы, ролики о работе отелей и гостиниц на берегу Байкала. Чтобы как можно больше молодёжи посмотрело эти видео, их разместят в соцсетях. В этом году в отелях региона впервые будут работать сервисные студенческие отряды со всей страны, которые ранее трудились в гостиницах Черноморского побережья. В частности, в таких кадрах заинтересованы турбазы на Малом Море.
«Создан список предпринимателей, готовых принимать ребят на практику, - рассказала Екатерина Сливина. - Туркомпании проводят для студентов дни открытых дверей на своих объектах. Например, такие встречи состоялись в отелях Листвянки и Иркутска. Также в этом году пройдёт традиционный конкурс лучшего по профессии в индустрии туризма, где вводится новая номинация «Наставник».
Образование для галочки
Заместитель председателя Сибирской Байкальской ассоциации туризма Вадим Копылов уверен, что за студентами нужно идти в сёла, где дети не пресыщены различными предложениями. Однако и здесь могут возникнуть трудности.
«На днях были в школе в Верхнем Булае Черемховского района, где собрались ребята из разных территорий области. Их попросили описать достопримечательности своих местностей и составить турмаршрут. К сожалению, дети дальше своей деревни ничего не видят, не знают о знаковых местах региона, интересных фактах и событиях, - рассказал Вадим Копылов».
Его поддерживает исполнительный директор Ассоциации предпринимателей туристического бизнеса Байкальского региона Анастасия Тетерина:
«Сейчас школьников редко водят в музеи, мало рассказывают о краеведении, истории, даже о Байкале. В итоге они мало что знают, а значит и не могут рассказать о достопримечательностях родной области гостям».
Если всё же ребята выбирают будущей профессией туриндустрию, то, закончив обучение, не всегда остаются в этой сфере. Из выпуска в несколько десятков человек местный турбизнес получает лишь единицы специалистов.
Руководитель центра карьеры Иркутского колледжа экономики, сервиса и туризма Наталья Радзион убеждена, что важно с первого курса формировать группы студентов для конкретного работодателя - отеля, турбазы, туроператора, чьи сотрудники смогут по совместительству быть преподавателями. Тогда у учебного заведения будет чёткое видение требований к будущим специалистам. Это позволит выстраивать учебный план под конкретного заказчика.
Комментарий
Андрей Анисов, руководитель тур агентства, член Общественной палаты Иркутской области:
«Туриндустрии Иркутской области необходимо создать свой кадровый резерв, в формирование которого должны включиться учебные заведения и работодатели. Сейчас турбазы, гостиницы, отели, турагентства подают заявки на работников в обычный центр занятости, а там вакансии предлагают всем, кто стоит на учёте.
В итоге трудоустраиваются те, кто просто соглашаются на работу. Но нам нужны квалифицированные кадры. Даже к горничным и прачкам существуют определённые требования, для отелей разной звёздности - свои нормы, например, по качеству и количеству уборки. Большие отели в Листвянке имеют постоянный штат, люди работают там вахтовым методом. Это проще, потому что от Иркутска всего 60-70 км. А вот до Ольхонского района ехать 350 км. А там тоже есть гостиницы в 50 номеров, которые по нормативу должны иметь 27 человек постоянного персонала.
На каждый сезон приходится набирать новых людей, потому как ездить на Ольхон сложно, а жить и работать на острове постоянно тяжело, особенно для молодых. Даже высокие зарплаты не перевесят отрыв от социума».
Позиция
Ирина Урбанович, руководитель по практической подготовке Иркутского колледжа экономики, сервиса и туризма:
«Нынешнее поколение не клиентоориентированное, не сервисное. Молодые люди не гонятся за высокими зарплатами, им нужен престиж, самореализация. Поэтому учебные заведения должны отбирать будущих студентов из тех, кто мотивирован, понимает, куда приходит и что будет делать.
Нужно проводить профпробы. У меня есть опыт тестирования студентов, и многие из них признаются, что это очень помогает понять, подходит ли человеку выбранное дело. В учебных заведениях должны быть преподаватели-практики, которые могут по-настоящему зарядить студентов, с горящими глазами рассказать о своей профессии. Без практических знаний учебный материал - мёртвый.
Потенциальные работодатели должны активнее включаться в подготовку кадров для себя. Но сейчас, к сожалению, те же целевые наборы почти не встречаются. С одной стороны, студенты не хотят связывать себя обязательствами - по окончании ссуза им нужно будет отработать на предприятии 3-5 лет, с другой стороны, работодатели также опасаются, подойдёт ли этот студент им. Здесь должна помочь производственная практика, во время которой у работодателей есть шанс завлечь молодого специалиста, мотивировать его остаться на этом месте - корпоративной культурой, жизнью в трудовом коллективе, условиями труда. А пока ребята учатся, предпринимателям от туриндустрии следует обратить внимание на людей среднего возраста. Такие тоже есть и хотят работать.
Например, не раз поступали заявки на работу летом в Приангарье от жителей Краснодарского края, как ни странно. Они не прочь совместить заработок с возможностью побывать на Байкале. А для того, чтобы соискатели и потенциальные работодатели находили друг друга, нужно создать федеральную межрегиональную биржу труда, специализирующуюся именно на туриндустрии».