Более высокой похвалы для скрипача трудно представить. Обладатель почётного титула «Русский Паганини», который, кстати, подтверждают даже итальянцы, Вадим Репин впервые вышел на сцену в пять лет. Сейчас новосибирскому виртуозу тридцать восемь, и он уже покорил самых искушённых слушателей, выступая на лучших площадках мира.
8 апреля увидеть, а главное - услышать лучшего скрипача мира смогли и иркутяне. В сопровождении Губернаторского симфонического оркестра Иркутской филармонии Вадим Репин исполнил одно из самых виртуозных и красивых произведений в мировом скрипичном репертуаре – «Концерт для скрипки с оркестром» Й. Брамса.
Удача для слушателей
«Приезд в Иркутск музыканта такого уровня - большая удача для наших слушателей, - отметил директор Иркутской филармонии Дмитрий Поблинков на пресс-конференции, состоявшейся накануне концерта. - Это выступление, безусловно, станет самым ярким событием иркутского музыкального сезона-2010».
Художественный руководитель и главный дирижер Губернаторского симфонического оркестра Илмар Лапиньш согласился с коллегой, высказав слова благодарности и признательности Вадиму Репину.
«Для нас огромная честь и ответственность соприкоснуться с мировой музыкальной элитой. Когда в зал приходит такого уровня музыкант, оркестр сразу играет по-другому», - заметил дирижёр.
« Столько приятных слов, я даже сконфузился», - скромно ответил скрипач.
Вадим действительно не похож на взъерошенного гения с обращённым ввысь взглядом. Он прост и доступен, а когда речь заходит о чём-то особенно важном и интересном, скрипач загорается, жестикулирует. В глазах у него всё время любопытство: интересно, что спрашивают, и интересно, понимают ли, о чём он говорит.
«АиФ в ВС»: Вадим, вас часто сравнивают с Паганини. Но у него была очень тяжёлая и даже трагичная судьба. У вас она складывается более светло?
- Судьба на то и судьба, что складывается у всех по-разному. У каждого бывают взлёты и падения. Безусловно, в моей профессиональной деятельности есть вещи, которые бывает трудно переживать. Но я всегда верен своему инструменту, музыке, поэтому все персональные подъёмы считаю платой за верность искусству.
«АиФ в ВС»: Вы необычайно рано достигли успеха. Кому или чему вы обязаны этим?
- Опять же - судьбе. Это был выбор Бога.
«АиФ в ВС»: Вы фаталист?
- Нет. Я считаю: всё, что ни происходит, всё к лучшему.
«АиФ в ВС»: Вадим, что вы почувствовали после вашей первой победы в 11 лет на конкурсе им. Венявского в Польше?
- Трудно сейчас припомнить свои чувства. Тогда это была, скорее, игра: «О, наверное, я самый лучший!»
«АиФ в ВС»: Когда к вам пришло ощущение, что музыка - это уже не игра, а профессия, призвание?
- Почти сразу. Как только почувствовал ответственность перед собой, слушателями, и прежде всего - перед музыкой. Ведь музыкант - это интерпретатор нотных записей, своим аккомпанементом он способен придать свежее звучание музыкальному произведению.
Каждый месяц два концерта
«АиФ в ВС»: Вадим, вы очень много работаете и даёте до 120 концертов в год. Правда, что однажды вы выбрались на необитаемый остров и провели там долгое время?
- Да, я выучил там два музыкальных произведения. Невозможно по щелчку выключить механизм мозга. Играть приходится каждый день. Скрипка - пожалуй, самый «античеловечный» инструмент. Мышцы музыканта всегда должны быть в отличном состоянии. Чтобы поддерживать их в тонусе, важна не продолжительность репетиций, а их постоянство.
«АиФ в ВС»: Многие отмечают, что в ваших руках скрипка обретает тысячи голосов. У вас есть какие-то личные приёмы звукоизвлечения?
- Чтобы извлечь звук, надо сначала увидеть его в своих фантазиях. Поэтому моё исполнение - прежде всего, реализация личных идей и вожделений.
«АиФ в ВС»: На какой скрипке сейчас играете? Говорят, у инструмента есть свой характер…
- Безусловно, каждый инструмент являет собой определённую личность, поэтому требуется какое-то время на знакомство с ним, чтобы образовался дружеский союз. Для скрипача инструмент - своего рода голосовые связки и в то же время продолжение рук. Сейчас играю на скрипке Гварнери, которая сделана в 1903 году. Довольно долгие годы играл на скрипке Паганини, которая считается скрипкой номер один на планете по своим звуковым качествам и в плане сохранности. Но где-то в глубине души у меня всегда была мечта играть на скрипке Гварнери.
«АиФ в ВС»: Как проводите время в день концерта?
- Стараюсь как можно меньше готовиться и репетировать. Вся основная работа происходит в те дни, когда у меня нет концертов. Долго пытался найти тот баланс, чтобы в день выступления, с одной стороны не «съесть» себя, а с другой - чтобы голова была свежей и отдохнувшей.
«АиФ в ВС»: Чего ждёте от сегодняшнего концерта?
- Я впервые в Иркутске, поэтому надеюсь на удачное знакомство с иркутской публикой. Самое важное для артиста - установить своего рода диалог со слушателями, музыкантами оркестра, дирижёром. От репетиции с Губернаторским оркестром Иркутской филармонии у меня остались самые положительные эмоции, поразила энергетика, исходящая от всех музыкантов. Как любой артист, жду сегодняшнего вечера. Очень волнуюсь, как пройдёт концерт, какова будет реакция зрителей, как будет строиться наш диалог.
Однако волнение было напрасным. Музыкант потряс и заворожил иркутскую публику. Безукоризненная техника, чувственность, элегантность, тонкость, а также глубина, благородство и нежность - всех этих эпитетов недостаёт для описания звучания скрипки в руках Вадима Репина. Его провожали громкими овациями и не отпускали со сцены минут десять. Скрипач трижды выходил на поклон, а в четвёртый раз исполнил на бис ещё одно произведение. Такого аншлага Иркутская филармония не припомнит.
Кстати:
Оказывается, Вадим Репин и наш земляк известный пианист Денис Мацуев - давние друзья. Их творческие пути тоже однажды пересекались - у них было совместное выступление в Москве. А недавно Денис Мацуев пригласил Вадима Репина принять участие в фестивале «Звёзды на Байкале». «Я с огромной радостью приеду!» - сообщил журналистам скрипач.
Смотрите также:
- Литаврист Геннадий Третьяков - об интригах, звёздах в Иркутске и зарубежных гастролях →
- Денис Мацуев: «Звёзды на Байкале» на Западе прозвали «Сибирским Зальцбургом» →
- Многофигурный "роман" Дениса Мацуева →