Примерное время чтения: 14 минут
240

Многофигурный "роман" Дениса Мацуева

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 37. "АиФ - В Восточной Сибири" 09/09/2009

Поскольку он старается не просто посетить родные пенаты, но и привезти сюда ведущих мастеров музыкального Олимпа. За день до открытия фестиваля «Звёзды на Байкале» мы встретились с художественным руководителем заслуженным артистом России Денисом Мацуевым и расспросили его о творчестве, изменениях на личном фронте и планах написать книгу.

- Денис Леонидович, говорят, фестиваль «Звёзды на Байкале» стал известен за пределами не только Иркутска, но и России?

- Да. Десять дней назад я играл на фестивале ВВС Proms в Лондоне. И там принято, что каждый исполнитель приходит в студию ВВС, где его расспрашивают обо всём. И первое, о чём меня спросил британский корреспондент: «Ну, кто в это раз приезжает на ваш фестиваль в Иркутск?» Честно, у меня был шок, что слух о нашем фестивале пошёл по всему миру. Значит, мы не зря всё это делаем.

- Чем побалуете иркутян в этот раз?

- Завтра, в день открытия фестиваля, надеюсь всё будет хорошо (Денис на всякий случай постукивает по столу, чтоб

не сглазить. - Ред.), приезжает в Иркутск Уральский симфонический оркестр - один из лучших российских коллективов

под руководством Дмитрия Лиса, моего большого друга. Кстати, этот оркестр доказывает, что потрясающие музыканты

работают не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в провинции. Приятно, что иркутяне услышат этот оркестр. И конечно, прибудет огромный десант солистов, в основном молодых. В предыдущие годы к нам на фестивали приезжали мэтры. Пожалуй, в Иркутске только не было Валерия Абисаловича Гергиева, но он пообещал принять участие в «Звёздах на Байкале» в будущем году. А в этом сезоне я решил сделать акцент на молодых исполнителях. Это потрясающая команда, которую должны услышать иркутяне.

- А можно подробнее узнать о тех, кто приедет на нынешний фестиваль?

- Конечно, во-первых, выступит мой коллега пианист Николай Луганский, который, как и я, учился в Московской консерватории у профессора Сергея Доренского. Во-вторых, приедет виртуоз Сергей Накаряков, прозванный даже

«Паганини трубы», настоящий самородок, но что говорить, вы сами всё услышите. Будет и Алексей Огринчук - гобоист

номер один в мире. Конечно, мы никак не могли обойтись без Владимира Теодоровича Спивакова. Он мне дал обещание принять участие в фестивале, и за два дня до его 65-летия будем играть сольный концерт. Кстати, слушатели смогут насладиться его игрой на скрипке Страдивари. Я не могу не отметить, что Спиваков сейчас находится в гениальной  форме как скрипач. К нам приедет ещё один уже знакомый иркутской публике потрясающий скрипач - Граф Муржа и исполнитель ещё неизвестный местным слушателям - Борис Бровцын. Будет и удивительная представительница Японии - Саяка Сёдзи, моя большая подруга. Мы гастролировали с оркестром Темирканова по Японии, там я услышал исполнение Саяки и был поражён точностью её проникновения в русскую музыку. Впервые выступит в Иркутске и знаменитый Терем-квартет, который создал свой уникальный стиль. С ним будут играть Борислав Струлёв, Аркадий Шилклопер. Уже невозможно представить фестиваль без Георгия Гараняна и Гарри Гродберга.

- А что вы ждёте от молодых исполнителей?

- Наверное, какого-то чуда. И я убеждён, что в этот раз оно свершится, как случалось в предыдущие фестивали. Ещё не могу не отметить, в фестивале примет участие совершенно неподражаемый детский оркестр, которым руководит Леонид   Безродный. Замечательно, что такие коллективы есть в Иркутске.

- У Ремарка есть произведение на «Западном фронте без перемен», чуть перефразируя, хочется узнать, как на личном фронте Дениса Мацуева?

- Без перемен. Правда, хочется уточнить, (рассмеявшись, добавляет Денис. - Ред.) вас интересует состояние на западном или на российском фронте?

- А вы работаете на два?

- На самом деле ответ у меня один. То состояние, в котором я сейчас нахожусь, меня полностью устраивает. И я не хочу, чтоб оно заканчивалось. Это состояние, которое позволяет мне жить на сцене, и его можно назвать счастьем.

- В одном из интервью вы говорили, что для вас важны запахи. Париж для вас - это непременно запах жареных

каштанов…


- Знаете, я приехал в Иркутск, зашёл на 20 минут в свою квартиру, где специально не делаю ремонт, и вдохнул там запахи своего детства. Вообще, я однажды как-то признавался, что затеял этот фестиваль, чтоб иметь возможность приезжать домой. И заодно приятно провести время в хорошем сумасшедшем концертном ритме.

- Денис, я знаю, вы прилетели в Иркутск из Рима. На ваш гастрольный график не повлиял экономический кризис?

- Я не знаю, что такое кризис, хотя все о нём говорят. У меня концертов прибавилось. И публики стало больше в концертных залах и на Западе, и у нас. Конечно, неприятно слышать, что закрываются предприятия и города встают. Я знаю, что у нас в Иркутской области много проблем. Но, надеюсь, мы справимся. Безусловно, такие фестивали проводить в пору финансовых неурядиц сложно. И без помощи губернатора области Дмитрия Мезенцева, министра культуры Александра Авдеева, главы Росатома Сергея Кириенко этого фестиваля бы не было.

- Недавно вам было присвоено звание «Почётный гражданин города Иркутска», какие чувства это вызывает у вас?

- Когда мне позвонили и об этом сообщили, то я с одной стороны испытал гордость, а с другой - неловкость. Потому  что в моём понимании почётный гражданин - это человек в возрасте и в высшей мере достойный такого звания. Поэтому чувства были смешанные. Но всё, что связано с Иркутском, - для меня святое. И где бы я ни был, всегда говорю, что я иркутянин.

- Денис, что произошло в вашей творческой жизни за истекший год?

- Год был прожит на одном дыхании. Замечательно, что удалось в январе приехать в Иркутск на «Рождественские встречи», надеюсь, они станут тоже традиционными. Честно, моя жизнь делится на периоды «до» Иркутска и «после». Также даю примерно 140 концертов в год. Перемещение - от Америки до Японии. Много сил отдаю фестивалю Крещендо».  Важно, что 80% участников нынешнего фестиваля «Звёзды на Байкале» - это исполнители, выросшие из фестиваля   «Крещендо». Конечно, в этом году было интересное сотрудничество с потрясающими дирижёрами - Лорином Маазелем,   Мариссом Янсонсом, Юрием Темиркановым. Состоялась запись пластинки на новом лейбле «Mariinsky», который продвигается маэстро Гергиевым. В целом живу в достаточно жёстком графике, но это приятное сумасшествие. И я не собираюсь на этом останавливаться.

- Западная пресса находит в вашем исполнении «русскую душу»…

- Не знаю, что на это сказать. Есть вещи, которые невозможно передать словами. Когда выходишь на сцену, помимо чувства полёта, которое возникает, должна быть ещё некая химия. Многие люди спрашивали: «Что ты делаешь, чтобы так передавать энергию на сцене?» Это трудно сформулировать. Но я убеждён, музыкант, который выходит на сцену, является неким проводником во времени: между композитором, написавшим произведение, и публикой, сидящей в тзале.

Вся сложность заключается в том, что одни музыканты выпячивают своё «Я», в хорошем смысле слова, а другие, напротив - передают точно текст, написанный композитором. Святослав Рихтер точно выполнял все указания композитора, а Владимир Горовиц, наверное, процентов пятьдесят не играл из указанного автором музыки, тем не менее - оба гениальные исполнители. Мне же кажется, что достичь образа можно только через свою интерпретацию. А какая она: пронизана русской душой или нерусской - главное, чтобы публика почувствовала энергию.

- Вы много сил отдаёте во время концерта, а ответный энергетический посыл чувствуете от зала?

- Конечно. Бывает, выходишь на сцену после трудного перелёта или в болезненном состоянии, но когда видишь полный зал, всё как рукой снимает. И публика является главным ценителем и судьёй. Каждый концерт - испытание и даже, если можно так выразиться, бой, который не всегда заканчивается победой или успехом. Но я молю Бога, чтобы это чувство химии, связи с публикой оставалось, ведь если этого не будет, нужно завязывать с выступлениями.

- Получается, 140 боёв в год, а как вы восстанавливаете силы?

- С помощью сценотерапии. Я устаю больше от перелётов, смены часовых поясов. А сцена является для меня великолепной подзарядкой.

- Ваши музыкальные пристрастия с течением времени меняются? В данный момент - кто любимый композитор?

- Одного невозможно выделить. В определённые периоды жизни переживаешь разные виртуальные «романы» с тем или иным композитором.

- Сейчас многофигурный роман?

- Да. Я сейчас горячий «любовник». Очень многое хочется сыграть. В ближайшее время я буду записывать два концерта Брамса. Буду исполнять позднюю сонату Бетховена. И для меня важен проект Стравинского, который мы реализуем с Валерием Гергиевым совместно с нью-йоркской филармонией. Из современной музыки обожаю Родиона Щедрина. Мы с Гергиевым играем по всему миру его восхитительный романтический Пятый концерт.

- Денис, а не возникло ещё идеи написать книгу, ведь наверняка накопилась масса впечатлений, историй, событий?

- Я себя неловко чувствую, когда мне советуют написать книгу. Говорят: на будущий год тебе 35 лет и это, мол, определённый этап. Но как сегодня пишутся такие книги? Ищутся всякие «солёные» штуки, чтобы привлечь читателя, а мне такой подход неприятен. Думаю, с книгой чуть-чуть нужно подождать, лет этак 10.

А из приятного… Недавно наш первый канал возобновил такой формат, как «творческие встречи в концертной студии Останкино». Уже записана передача с моим участием, думаю, она выйдет в конце сентября. Такой формат общения с публикой мне интересен.

- Вы входите в совет по культуре при президенте РФ, а каким-то образом ставите вопрос о популяризации классической музыки, ведь телевидение сейчас исключительно транслирует попсу?

- Я даже предложил деятелям культуры объединиться, дабы совместно затрубить о том, что нельзя больше зомбировать народ этой гадостью. Но в то же время на Западе ни на одном канале, за исключением платных, не транслируется классическая музыка по телевидению. И всё же там существует, культура посещения концертов. У нас же всё 20 лет назад как отрубило.

Я сам прилагаю огромные усилия, чтобы пришла новая аудитория на мои концерты. И нужно признаться, люди приходят,  но как слушать классику - они зачастую не представляют. И дело не только в уважении к артисту, которое демонстрируется в том числе выключением перед концертом мобильного телефона.

Очень хотелось бы, чтоб зрители не хлопали между частями концерта или симфонии. А в Иркутске такое происходило сплошь и рядом на прошлом фестивале. И слышать эти аплодисменты мне было очень обидно. С одной стороны, я понимаю,  что пришла новая публика. С другой стороны, зритель должен осознавать, что прослушивание классической музыки - тяжёлая работа, которая требует предварительных знаний о композиторе, произведении и т.д.

- Во время прошлого приезда в Иркутск вы поднимали ещё одну проблему - об утечке учителей музыки из России. Ситуация как-то изменилась?

- Нет, отток продолжается. В основном кадры уезжают в Китай. Картина печальная. Если мы не исправим ситуацию, то через 15-20 лет по миру будут гастролировать исключительно китайские пианисты, выращенные русскими педагогами.

- Сейчас начало учебного года. Многие родители купили детям инструменты и отправили в музыкальные школы. А стоит заставлять ребёнка заниматься музыкой?

- Если у ребёнка есть талант, есть искорка, то сто процентов придётся его заставлять заниматься. Хотя родителям нужно найти золотую середину, чтобы ребёнок получил полноценное детство и чтобы занимался тем делом, к которому у него есть талант. Но если видна гениальность ребёнка, то тут родителям придётся пойти на огромные жертвы. И я думаю, не самый плохой опыт, когда практически каждый второй ребёнок ходил в советские времена в музыкальную школу. Есть другой момент, когда родители хотят вырастить концертирующего музыканта, а чадо не очень талантливо.

Вот тут педагоги должны быть предельно честны. Иначе родители сами будут страдать, и ребёнку могут сломать жизнь. Таких примеров немало.

- У вас есть какой-то секрет успеха, можете посоветовать, как стать известным музыкантом?

- В музыке нет точных рецептов достижения успеха. А что до известности, я 15 лет гастролировал по всей России, исколесил массу городов и посёлков. И в Иркутской области выступал, к примеру, в Казачинске и в Магистральном, не говоря уже об Ангарске, Братске. Я в общей сложности объездил более 150 городов, отработал там не по одному концерту, фактически бесплатно, играя зачастую в плохих условиях. Но я понимал, что если хочу добиться успеха в России, нужно, чтобы тебя знала не только московская и питерская публика.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах