У каждого народа существуют свои религиозные праздники, но среди них есть праздник праздников, самый главный. Таким событием на Руси на протяжении многих столетий была Святая Пасха.
Да и в миру этот праздник всегда отмечался с особенным воодушевлением. Не забылись пасхальные традиции даже за годы советского отрицания религии.
Ну а главным атрибутом светлого праздника были и остаются пасхальные крашеные яйца. Самое интересное, что яйцо стало одним из важнейших культовых символов задолго до возникновения христианства.
Яйцо - практически первый религиозный символ, ведь в его зародыше, как считалось в древности, заключено всё, что когда-либо будет создано. Яйцо использовали как идеограмму для обозначения эмбриона; египтяне и кельты считали его сутью всего живого (друиды даже носили на шее символическое хрустальное яйцо).
Мировое Яйцо представляли в виде сферы, окружающей Землю, где и зародилась вселенская жизнь; символ его - круглая арена в древних храмах.
Символ первоначального творения, плодородия и вечности, яйцо было непременным атрибутом празднеств в честь весеннего и осеннего равноденствий. Прохождение солнца через эту фазу своего цикла считалось первопричиной и началом рождения всего сущего: в Ливии, Шотландии, Франции в этот день с вершины холма сбрасывали яйца, окрашенные в красный цвет (цвет жизни). Этот обычай, в свою очередь, произошёл от ритуального жертвоприношения 25 марта, в день весеннего равноденствия, во время которого жрецы культа Митры разбрызгивали кровь жертвенного буйвола или быка, - позже, по пришествии христианства, её заменила кровь агнца.
Отсюда и ведёт своё происхождение современное пасхальное яйцо, напоминающее о возрождении небесного быка, то есть Весеннего Солнца, сам же праздник Пасхи посвящён воскресению Христа. А яйцо, окрашенное в принятый в оккультных учениях цвет, символизирует весну Жизни.
Во многих космогонических учениях важную роль играет Космическое яйцо. Зародыш всех явлений, Вселенной, заключён в пещере; скорлупа яйца - пространственные границы мира, а находящийся внутри зародыш (Золотой Эмбрион в индийских Ведах) - символ неиссякаемого динамизма в природе.
В древнеегипетской Книге мёртвых мы встречаем Сияющее яйцо, снесённое небесной гусыней и высиженное ею на Востоке, символизирующее равноправное единство микрокосма с макрокосмом в непрерывно меняющихся формах. Эта идея сходна с представлениями китайцев об Инь и Ян, чьё постоянное движение порождает Дао, - в индуизме - Сансара…
Иногда Космическое Яйцо раскалывается, и тогда на свет появляется некое божественное существо, олицетворяющее собой антропоморфную, человекоподобную, жизнетворящую силу, демиурга, Всемогущего Живого, как называет его Каббала (у индусов, например, из Золотого яйца выходит Брахма).
По своему символическому содержанию яйцо отмечено многими свойствами. Оно чаще всего белое, хрупкое, из него появляется новая жизнь. Происхождение мира из праяйца известно из мифов полинезийцев, японцев, инков, индийцев, китайцев, финикийцев, финнов и славян. Многие эпические герои должны были не просто рождаться, но выходить из яйца, подобно працарю из Южной Кореи или сыновьям Зевса - Кастору и Полидевку. Покоящийся в яйце зародыш ассоциировался с жизненной силой, поскольку он играл определённую роль в мистических культах плодородия и оздоровления, а также находил применение в виде укрепляющей еды при погребении для путешествия в потусторонний мир. Солнце и Луна также неоднократно ассоциировались с золотым и соответственно с серебряным яйцами. Вообще яйцо представлялось как символ первоначального зародыша жизни, из которого впоследствии появился мир. Как одно из звеньев бесконечной цепи рождений и смертей: из «неживого» яйца рождается живое существо, которое сносит неживое яйцо, из которого, в свою очередь... Иными словами, яйцо - символ не только рождения, но и возрождения.
В христианстве восставший из гроба Христос сравнивается с цыплёнком, который вылупился из яйца. Белый цвет символизирует чистоту и совершенство. В мировоззрении алхимиков понятие «философского яйца» позднее трансформировалось в камень мудрости и считалось первоначальной материей, постоянно носящей в себе готовность к развитию, причём желток указывал на ожидаемое появление золота. Многие обычаи, имеющие символическое значение, используют значение яйца, к примеру весенний символ Пасхи как признак пробуждения природы и плодородия земли, так и в связи с упомянутым воскресением Христа. В народной магии при определённых ритуалах яйца закапывают, причём их хрупкость играет определённую роль (защищает от враждебных сил, действует на них разрушительным образом, учит сдержанности). В австрийских народных обычаях положенные в зелёный четверг, а затем освящённые и закопанные яйца предотвращают несчастье. Их можно также перебросить через крышу дома, а потом закопать в месте падения, чтобы защитить дом от удара молнии.
Считается, что первое пасхальное яйцо преподнесла Мария Магдалина римскому императору Тиберию. Вскоре по вознесению Христа Спасителя на небо Мария Магдалина явилась для Евангельской проповеди в Рим. В те времена было принято, приходя к императору, подносить ему подарки. Состоятельные приносили драгоценности, а бедные люди то, что могли. Поэтому Мария Магдалина, не имевшая ничего, кроме веры в Иисуса, протянула императору Тиберию куриное яйцо с возгласом: «Христос Воскресе!» Император, усомнившись в сказанном, заметил, что никто не может воскреснуть из мёртвых и в это так же трудно поверить, как в то, что белое яйцо может стать красным. Тиберий не успел договорить эти слова, как яйцо стало превращаться из белого в ярко-красное, подтверждая её благую весть.
Первое письменное свидетельство о крашеных яйцах на Святую Пасху мы встречаем в рукописи, выполненной на пергаменте и относящейся к Х веку, из библиотеки монастыря Св. Анастасии, что недалеко от Фессалоник в Греции. По рукописи «Номоканон Фотия», XIII века, игумен может подвергнуть наказанию того монаха, который в день Пасхи не ест красного яйца, ибо таковой противится апостольским преданиям.
В средние века было принято одаривать пасхальными яйцами домашних и прислугу. Так, король Англии Эдуард I Плантагенет (1239-1307) приказывал перед Пасхой варить и раскрашивать золотом (или заворачивать в тонкие золотые листы) около 450 яиц, которые затем преподносились членам королевского двора.
Пасхальные яйца были обязательным подарком для детей (в некоторых странах их преподносят крёстные родители). В народной поэзии Германии, Австрии, Франции и Великобритании есть очень много стишков и песенок, в которых дети требуют отдать подарок (эта традиция существует и по сей день). Начинаются такие песенки пожеланием здоровья, благополучия и т.п., а заканчиваются требованием подарить яйцо, потому что если человек не согласится, на него обрушатся какие-нибудь беды (например, перемрут цыплята).
Вообще европейской традиции известно много детских пасхальных игр, в которых фигурируют яйца (крашеные или простые).
Одна из самых, пожалуй, известных - катание яиц (в Великобритании egg-pacing) с проверкой на прочность их скорлупы. Выигрывает тот, у кого концу игры яйцо останется целым.
В Германии существует традиция искать яйца, спрятанные пасхальным кроликом: кто найдёт больше. А в некоторых областях Ирландии за две недели до Пасхи, в Пальмовое Воскресенье, дети делают из камешков маленькие гнезда, куда затем всю Страстную неделю прячут собранные гусиные и утиные яйца. В Пасхальное воскресенье яйца съедают все вместе.
Взрослые на Пасху также обмениваются яйцами, причём традиции, сопровождающие дарение, в разных странах свои. Так, в Ирландии их количество «регулировалось» старой поговоркой: «Одно яйцо - настоящему землевладельцу, два яйца - землевладельцу, три яйца - бедняку, четыре яйца - бродяге» («One egg for the true gentleman; two eggs for the gentleman; three eggs for the churl; four eggs for the lowest churl»).
В Европе кролик (или заяц) - это такой же неотъемлемый атрибут пасхальных праздников, как и крашеное яйцо. Подобно яйцу, этот зверёк символизировал плодородие во многих древних культурах. Не совсем ясно, по какой причине кролик стал ассоциироваться с Пасхой. Одна из версий гласит, что он означал процветание, которое ждёт последователей учения Христа.
Дети верили, что, если они будут хорошо себя вести, накануне праздника придёт Пасхальный Кролик и положит в заранее приготовленную в укромном месте корзинку цветные яйца. «Корзинкой» обычно служили детские шапочки. Вестника Пасхи ждали почти с таким же нетерпением, как и Санта-Клауса.
Теперь накануне Пасхи этого зверька можно встретить повсюду и в любых разновидностях. Кроликов делают из шоколада и прочих съедобных материалов, их шьют из меха и плюша, лепят из глины. Изображения кроликов украшают многие пасхальные предметы: праздничные скатерти, салфетки, посуду, открытки.
На Руси празднование Пасхи было введено в конце Х века. Сопровождалось оно обрядами, пришедшими из языческих времен, но теперь освящёнными Светом Христовым. Это освящение куличей, изготовление сырной массы, крашение яиц.
При царском дворе, начиная с Алексея Михайловича, обычай подношения пасхальных яиц превратился в строго регламентированный ритуал: «...Чинно и в порядке подходили к царю бояре, окольничие, думные дворяне и дьяки, кравчие, близкие и приказные люди, стольники, стряпчие, дворяне московские. Царь давал им яйца гусиные, куриные и деревянные точёные, каждому по три, по одному, смотря по знатности жалуемого. Яйца были расписаны золотом и яркими красками в узор или цветными травами, а в травах - птицы и звери и люди», - писал Н. Костомаров.
Пасхальные игры
«Праздник Величко с красным яичком», - так говорили в народе. Для празднования Пасхи собирались вместе все родственники и приносили с собой крашеные яйца.
За курами, которые несли яйца с крепкой скорлупой, наблюдали заранее, и яйца от них собирали специально на Пасху для игры. Одна из любимых пасхальных игр - яичные бои. При этом даже разговор перед началом игры имел некоторую игровую форму:
«- Ну что, будем биться?
- Будем, но раньше дай попробовать.
- Ой, очень же твоё сильно, пойду далее.
- Так может поменяемся?
- Не, давай тогда лучше своими.
- А у тебя не смолянка (залито смолою)?
- А у тебя не от цесарки яйцо (порода маленьких кур)?
- Не, ну так держи, буду бить.
- Не, ты первый держи, а потом я...»
Сначала идёт своеобразный торг, который может быть довольно длинным. И вот развязка - один бьёт первым. И тот, чьё яйцо треснуло, отдаёт «биток» победителю. Конечно, случались и подделки из воска и олова, но, когда это раскрывалось, обманщика ждала очень суровая кара.
Ещё одной традиционной пасхальной игрой было катание яиц. Для этого специально делали картонный или деревянный «каток» - горку с бортиками или жёлоб, по которому и катали по очереди яйца. Существовало два варианта игры. В первом побеждал тот, чьё яйцо укатится дальше всех. А для второго перед «катком» специально раскладывались различные игрушки, конфеты, пряники, орехи; яйцо, скатившись вниз, задевало эти подарочки, и они считались выигранными тем, кто это яйцо «запускал».
Катание яиц было известно также и в другие весенне-летние дни. В деревнях Верхнего и Среднего Поволжья во время праздника в честь языческого бога Ярилы, приходившегося на Петровское заговенье, парни и девушки, расположившись парами, толкали яйца по земле друг другу. Катание яиц в Петровское заговенье в разных вариантах было известно и на северо-востоке России, и в Сибири.
Как и в Европе, в России для детей устраивалась «охота за яйцами». Взрослые прятали крашеные яйца в саду, а дети их искали и собирали в корзиночки.
Изготовлением декоративных яиц занимались пекари, иконописцы, травщики (художники по растительному орнаменту) Оружейной палаты и монахи Троице-Сергиевой лавры. Со временем всё чаще стали христосоваться рукодельными яйцами, и постепенно пасхальные яйца превратились в своеобразный памятный подарок, нередко весьма дорогой и изысканный.
Деревенские умельцы готовили к Пасхе деревянные писанки. В кондитерских продавали шоколадные и сахарные яйца. А известные ювелирные фирмы создавали произведения искусства из фарфора и хрусталя, золота и серебра, из цветного и прозрачного стекла, из кости и камня… Эти миниатюрные украшения дарили девочкам несколько лет подряд: в следующую Пасху к старому подарку добавлялся новый, и так постепенно получалось целое ожерелье из подвешенных на цепочку разноцветных праздничных яичек. В форме яйца исполняли самые разнообразные бытовые предметы - несессеры, часы, вазочки, подарочные чашки и другое.
В XVIII-XIX веках производство пасхальных яиц стало самостоятельным видом искусства, а затем и отраслью художественной промышленности. Их делали на стекольных и фарфоровых заводах, фабриках, в шлифовальных мастерских.
Смотрите также:
- Мастер-класс по росписи пасхальных яиц состоится завтра в Иркутске →
- С мира по яйцу собирает коллекционер из Нижнеудинска →
- Мастер-класс: как оригинально покрасить яйца к Пасхе →