«Культурный министр» Виталий Барышников успевает играть в театре и заниматься спортом

Министр культуры - в амплуа лектора. Фото: Андрея ФЁДОРОВА

В интервью «АиФ в ВС» Виталий Владимирович то и дело сыпал цитатами из любимых пьес и книг, признался, что министерская должность нисколько не затмевает в нём творческое начало, и поделился мыслями о том, какой культурный бренд больше всего подходит Приангарью и как завлечь в театры-музеи современную молодёжь.

   
   

«Форточки» для души

Кстати
Роли, которые довелось сыграть Виталию Барышникову: Том-Джим-Джек («Человек, который смеётся», В. Гюго), Тригорин («Чайка», А. Чехов), Ракитин («Месяц в деревне», А. Тургенев), Кудимов («Старший сын», А. Вампилов), Гусь («Зойкина квартира», М. Булгаков), официант Дима («Утиная охота», А. Вампилов) и др.

Вообще профессиональная деятельность нашего собеседника всегда была тесно связана с двумя сферами - культурой и молодёжной политикой. Неутомимым активистом он прослыл ещё в студенчестве.

- В 1991 году я приехал поступать в Иркутск, где у меня не было ни знакомых, ни богатых родственников, - вспоминает Виталий Барышников. - Принялся с большим интересом осваивать пространство областного центра. Первые стипендии стабильно шли на три цели: хлеб, книги и билеты в театр. А продукты почти еженедельно, особенно на первом курсе, привозил из родного Саянска от родителей, так что с питанием перебоев не возникало. Потом начал активно трудиться в студотряде, играть в КВН, затем открыл для себя театр: сначала клуб-студию «Диалог», а потом любительский театр Александра Гречмана, в постановках которого участвую до сих пор. Творчество, равно как и занятия спортом, воспринимаю как своеобразные «форточки», без которых, на мой взгляд, человек перестаёт быть полноценным и в результате начинает хуже работать. Времени должно хватать на четыре главных составляющих: работу, семью, друзей и себя самого. Ведь узкий специалист, как говорил Козьма Прутков, подобен флюсу - его полнота одностороння.

- Виталий Владимирович, министерский портфель вы получили уже во второй раз. Что изменилось с тех пор в отрасли? Может, вы ощутили перемены внутри себя?

- Я получил уникальный опыт, поскольку занимался вопросами и реставрации, и строительства, в том числе дорожного. Наша задача заключалась не в том, чтобы заводить ситуацию в тупик, а чтобы развязывать узлы и заставлять историческое наследие работать на жителей. В противном случае оно становится лишь камнем на шее и путами на ногах, не вызывая никаких положительных эмоций.

- Какие «культурные» приоритеты вы как министр обозначаете сегодня?

- Мы вывели формулу «ИЛИ», под которой подразумевается поддержка инфраструктуры, людей и идей. Что касается последних, то здесь следует действовать аккуратно и не поощрять эксперименты ради экспериментов. В общем, мы готовы поддерживать новые задумки, но только при условии, что они не являются малохудожественной игрой на нервах. Конечно, «свежая кровь» нам жизненно необходима - в среде режиссёров-постановщиков, художников, музыкантов. В каком-то смысле сегодня мы закуклились в собственных традиционных проектах. Безусловно, лучшие из них, ставшие «визитной карточкой» региона («Звёзды на Байкале», кинофестиваль «Человек и Природа», фестиваль современной драматургии имени А. Вампилова, Ревякинские чтения и многие другие), будут продолжены, но нужно уделять внимание и начинаниям любительских коллективов, молодым писателям и артистам. Здесь наша главная задача - создавать условия для развития творчества, особую среду, в которой каждый найдёт себе место. Для этого нужно создавать здесь «тусовку» в хорошем смысле этого слова, привлекая на берега Байкала наших прославленных земляков, которые творят во всех уголках мира. Между тем молодёжь должна понимать: интересно там, где ты. А у многих складывается впечатление, что жизнь кипит только в Москве или Питере. В итоге уезжают, становятся там сотыми или тысячными, тогда как на родине могли бы добиться успеха и попасть в первую десятку.

   
   

Новая оболочка для вечного

- Как вы думаете, можно ли сделать высокую культуру доступной и интересной для массового потребителя, тех же молодых людей с клиповым сознанием?

- Нужно разрушать стереотипы. Музей не должен представлять собой нечто застывшее, куда достаточно сходить один раз в жизни, а библиотека - ассоциироваться исключительно с хранилищем книг. Они должны меняться в динамично меняющемся мире, превращаться в современный информационный центр. Вообще молодёжи, которая привыкла к яркой картинке и мыслит визуальными образами, недостаточно только смыслов, требуется ещё и форма. Кзалось бы, что может быть консервативнее, чем дом семейного чтения в Братске, однако там помимо книжных полок есть игровая комната для детей, доступ в Интернет и даже возможность выпить чашечку кофе.

- Наверное, подобные заведения наряду с уже имеющимися объектами и мероприятиями вполне могут сформировать культурный имидж Иркутской области. У нас в принципе есть какой-то единый бренд в данной отрасли?

- С одной стороны, таких брендов много - имена прославивших регион творческих людей, международные фестивали, храмы, памятники деревянного зодчества… Однако общей оболочки нет. И её нельзя придумать, поскольку всё искусственное, как правило, отвергается. На протяжении нескольких лет в городе и области идёт дискуссия о том, как найти ту объединяющую идею, которая бы позволила Иркутску выйти из тени Байкала, чтобы удержать здесь как туристов, так и коренных жителей. Из истории известно, что Прибайкалье - это, с одной стороны, край каторги и ссылки, а с другой - то место, где никогда не было крепостного права, рабов, это территория свободных людей. Кроме того, мы живём в экологически чистом регионе и можем себе позволить, на диво москвичам и питерцам, пить воду прямо из-под крана. Думается, что культурные проекты должны быть ориентированы на такую связку: «человек в экологичной атмосфере». Вариаций на эту тему - великое множество. Это как раз тот самый случай, когда единое появляется из многого.

- Сами вы часто «окультуриваетесь»? Куда любите ходить с семьёй?

- С женой мы познакомились в театре и вместе до сих пор участвуем в постановках, а дети ходят на наши репетиции и спектакли. Дочка занимается танцами, а сын обожает читать. Все вместе любим гулять в усадьбе Сукачёва, по Нижней набережной, любуемся Спасской церковью, ребятам очень нравится «Иркутская слобода». Кроме того, недалеко от нашего дома в микрорайоне Университетский формируется целый культурно-спортивный центр: библиотека Молчанова-Сибирского плюс Ледовый дворец и в будущем, возможно, концертный зал. Правда, времени не так много, чтобы часто куда-то выбираться.

- Министерские обязанности, которые сопровождаются бумажной рутиной и кучей формальностей, вместе со временем не отнимают у вас желание творить?

- Мне лично работа даже помогает, дисциплинирует. Я всегда хотел быть государевым человеком, ещё со студенческих времён. И судьба так распорядилась, что уже почти 15 лет я тружусь в органах государственной власти. Не люблю заваленный бумагами стол, потому что беспорядок на рабочем месте отражает беспорядок в мыслях. Несмотря на то, что рабочий день министра длится, как правило, 10-12 часов, мне очень импонирует чёткая организация труда, благодаря которой остаётся время и на спорт, и на театр, в котором я могу пережить десятки разных жизней. Репетиции, тренировки и общение с детьми помогают «переключить голову», после чего к работе ты возвращаешься обновлённым.

Смотрите также: