Двадцать лет назад, в январе 1996 года, в Иркутске дебютировал хореографический коллектив «Шаги». Событие можно было бы отнести к разряду рядовых - мало ли танцевальных групп появляется в городе, если бы не одно «но»: на тот момент «Шаги» стали первыми, кто открыл для иркутян направление современных танцев, в то время уже очень популярных в Америке и в Западной Европе.
Сейчас подобных коллективов в городе много, но до сих пор превзойти «Шаги» никто из них так и не смог - ни в популярности у публики, ни в творческом экспериментаторстве. И сейчас поклонники коллектива тоже находятся в ожидании чего-то нового: два года назад в коллективе произошла смена постановщика, который работал с танцорами
17 лет.
- Эти два года мы практически не выступали, они стали для нас ещё одним периодом становления, потому что когда ты, с одной стороны, что-то теряешь и это расшатывает твою платформу - с другой стороны, наступает момент роста, - объяснила в интервью нашему изданию Инна ЧЕРНЫХ - бессменный руководитель и одна из основательниц успешного, как сейчас говорят, творческого проекта «Школа современной хореографии «Шаги». Кстати, 20 лет назад моя собеседница получила диплом инженера-машиностроителя и 10-летний опыт выступлений в ансамбле… народного танца «Узорочье».
- По специальности я ни дня не работала, но при этом очень люблю дело, которому училась, - признаётся она. - Полученные знания сильно помогли мне в хореографии, которую считаю такой же точной наукой, как математика: если вы посмотрите, как хореографы «расписывают» танец, то поймёте, что это - чистая геометрия.
Кто, если не я?
- Я не художник и не сочиняю танцы. Моя миссия (мы же все придумываем себе какие-то миссии) немного другая: я пытаюсь раскрывать людей, давать им возможность развиваться на нашей базе. Тем не менее, мы остаёмся провинцией, и процентов 90 людей, с которыми я вместе работала, за все эти годы уехали из Иркутска.
Но я, благодаря родителям - настоящим патриотам Иркутска, тоже фанат нашего города, и хоть вижу его недостатки, считаю: если не я, то кто? Дети же здесь будут рождаться всегда и как минимум до института тут жить, а кто-то останется и вообще никогда никуда не уедет. И их надо учить, просвещать, заниматься их душами, головами и телами. Кто это будет делать, если все будут уезжать?
Лично мне другого не достаёт: сейчас в Иркутске всё меньше и меньше людей, которые могут дать профессиональную оценку, хорошо ли ты делаешь своё дело.
- Чего ещё, на твой взгляд, не хватает Иркутску в культурной сфере? Современной художественной галереи, концертного зала или чего-то другого?
- Местами в детских садах правдами-неправдами сейчас обеспечили всех. Школы ремонтируют, досуговые центры финансируют. Придите на городской фестиваль детского и юношеского творчества «Весенняя капель» - там по 300 номеров в конкурсной программе, все артисты одеты-обуты прекрасно. Сейчас только в ИРНИТУ 27 творческих коллективов - один другого краше.
Но нам просто катастрофически не хватает Дворца молодёжи. Почему в Екатеринбурге есть великолепный Дворец молодёжи, где собираются молодёжные хоры, театры, куда можно приходить просто общаться, а у нас - нет? Поднимали этот вопрос несколько лет подряд, «раздирали» в разные стороны бывший ночной клуб «Панорама», где и должны были открыть Дворец молодёжи. И лично я писала разные «петиции». Пока бесполезно. Теперь это здание стоит пустое, и непонятно, нужно ли оно кому-то.
И всё равно, для себя я оправдываю чиновников, потому что они погрязли в бумагах, точно так же, как наши учителя, которые всё время должны писать какие-то отчёты. Сквозь них ведь сложно разглядеть личность, сложно сосредоточиться на каких-то человеческих проблемах.
Кризис «добрался» до детей
- Держать 20 лет высокую планку коллективу «на самоокупаемости», хоть и очень креативному, без сторонней поддержки в наших постоянно нестабильных экономических условиях сложно. Ваша известность приносит какие-нибудь дивиденды?
- В 2010 году мы поехали в Москву на Всероссийский фестиваль-конкурс детских музыкальных театров «Синяя птица» и взяли гран-при. Там выступали «обласканные» муниципальные коллективы, которым по 30 лет, из крупных городов. И вдруг какие-то «Шаги»! Отношение к нам было такое: ну эти-то в Сибири денег не клюют, а сейчас гран-при взяли, так вообще на них золотой дождь прольётся. Но ведь ничего подобного не произошло. Про власть скажу коротко: знают, что мы есть, но поддержкой не балуют.
- А вы не просите? Живёте по булгаковскому принципу «никогда ничего не просите, особенно у тех, кто сильнее вас»?
- Просим. Но всегда очень много сложностей и препон. Я для себя эту историю (чтобы приобрести какой-то статус, получить финансирование ) уже давно закрыла. Рассчитываем только на себя, набираем детей, работаем с ними при техническом университете. Конечно, испытываем острую необходимость в репетиционных помещениях, но сейчас есть разные возможности. Например, руководитель одного из иркутских ансамблей построил на своей земле дом с тремя классами для занятий хореографией и там работает с детьми.
- В кризисные времена кому нужна хореография?
- Когда мне начали говорить про кризис, я спорила, что детей всегда будут учить прекрасному, никакой родитель не станет экономить на ребёнке, как бы трудно не было. Ничего подобного: в этом году у нас стало меньше заниматься детей.
И в то же время я считаю, что сейчас наступает идеальный момент для того, чтобы развивалась именно культура, чтобы из неё ушло всё напускное и никчёмное. Сейчас люди, у которых есть деньги, должны покупать по недорогой цене помещения и предоставлять их тем, кто занимается творчеством с детьми. Хотя я сильно сомневаюсь, что у нас в Иркутске найдутся такие меценаты - скорее недвижимость за границей купят.