Если хорошо «покопаться» в биографиях прославленных и известных россиян, то окажется, что у многих из них в графе «место рождения» будет значиться Иркутск или Иркутская область. Мэр областного центра даже выступил с инициативой провести фестиваль иркутских звёзд, пригласив на него всех знаменитостей, кто считает наш город своей малой родиной.
Этот вопрос на прошлой неделе обсуждали на встрече с актёрами - гостями фестиваля семейного и детского кино «Сердце Байкала», среди которых был и наш земляк заслуженный артист РФ - Олег Акулич. Накануне этой встречи он ответил на вопросы нашего издания.
Приспособиться не могу
Наталия Горбань, «АиФ-Иркутск»: - Олег, как вы как относитесь к месту своего рождения? Вот Денис Мацуев во всех интервью подчёркивает, что родом из Иркутска и гордится этим. А вы говорите, что родились здесь, или стараетесь умолчать этот факт?
Олег Акулич: - Я тоже не скрываю, что моя родина - Сибирь, Иркутская область. И тоже горжусь этим. Это ведь замечательное место: сколько здесь родилось людей талантливых, умных, мудрых. Россия действительно Сибирью прирастает, а точнее - Иркутской областью. Кстати, когда я учился в Иркутском театральном училище, отец Дениса Мацуева преподавал у меня музыку. Самому Денису тогда было лет семь, и мы играли с ним в четыре руки.
- Что дала вам ваша малая родина как человеку, артисту? Чему научила?
- Прежде всего, человечности, пониманию других людей. Мне кажется, можно даже не быть замечательным певцом, музыкантом, артистом, но человеком - обязательно. Когда какая-то знаменитость поступает не очень красиво, всегда думаю: да лучше бы ты ничего не создал выдающегося, но был человеком.
Возможно, в других местах тоже есть человечность, но здесь люди какие-то более душевные и настоящие.
- Одна моя коллега как-то сказала замечательную фразу: сибиряков не может испортить никакая столица.
- Я уже сколько лет живу в столицах, но никак не могу приспособиться к той жизни, к тому менталитету и манере. Говорят, артист должен уметь «продавать себя», а для этого он должен быть гибок, изворотлив, где-то поступиться принципами. У меня не получается. Если бы получалось, может, добился гораздо большего, глядишь, до Оскара дошёл. (Смеётся.) А с другой стороны, думаю - значит, так богу угодно, так суждено. И такие люди должны быть. Не всем же быть оскароносцами.
- Поездки в глубинку, северные десанты что для вас значат? Это тяжкая повинность?
- Ну что вы! Я же чувствую, вижу в глазах людей благодарность - как это может быть тяжкой повинностью? Сибиряки не умеют подстраиваться и врать: если им не нравится - они говорят прямо. Когда ехал в Усть-Кут, переживал, как меня примут земляки? И такую любовь почувствовал! Это окрыляет, и это не красивые слова. Поездки в такие глубинки, выступления в поселковых клубах, как в Янтале, бывают даже гораздо дороже для меня, чем большие концерты в огромных залах. Тут люди благодарнее.
- В Усть-Куте вы выступали перед детьми. Как они реагировали, ведь у старшего поколения сложилось стойкое убеждение, что нынешнему подрастающему поколению ничего не интересно, кроме того, что происходит в Интернете?
- Мы нашли общий язык, хотя возраст у ребят был разный. На протяжении всего выступления говорил им, что нужно с детства что-то делать: читать, заниматься музыкой, и это обязательно в жизни пригодится. Обязательно! На своём примере, кстати, об этом говорил. Хотя, конечно, они отличаются от нашего поколения. Есть у меня песня «Пусть миром правит любовь», и перед тем как её исполнить, я у них спрашиваю: ведь миром правит любовь? И тут один мальчик заявляет: «Миром правят деньги!» Вот такой продвинутый ребёнок.
Год кино проходит мимо
- Как вы думаете, современным детям нужно какое-то специальное детское кино? И есть ли оно вообще?
- Раньше было, а сейчас - нет. Но ответа на вопрос, как его вернуть - то детское кино, чтобы оно было не американское, а наше, думаю, нет не только у меня. Нужны сценарии, режиссёры, актёры, которые бы понимали детскую психологию и могли нащупать золотую середину, когда ребёнку будет и понятно, и познавательно, и интересно. Для массового производства детского кино у нас ничего этого нет.
- При этом снимать кино сейчас превратилось просто в какое-то повальное увлечение, во всяком случае в Иркутске и Бурятии. Как вы относитесь к такому, скажем так, местячковому кинематографу? Вы что-нибудь видели из этих фильмов?
- Нет, не видел. Но с другой стороны, пусть люди снимают, они себя так выражают или для них это своеобразная отдушина. Но в любом случае, я считаю, всё должно быть профессионально, каждый должен заниматься своим делом. Хотя это такая тонкая штука. Вот у меня есть несколько песен, и мне порой говорят: тебе надо на эстраду их продвигать. А я всегда к этому относился с иронией, потому что дилетант. Где-то, может, в камерном концерте и спою, а чтоб на всю Россию… Нет. Есть другие, которые намного лучше это делают.
А у нас в последнее время берутся за кино абсолютно далёкие люди, которые не знают, что такое хорошо и что такое плохо, особенно молодёжь ничего не боится. Правда, отсутствие сомнений некоторым помогает, они идут напропалую и порой чего-то даже добиваются.
- А какой-то толчок в целом для кинематографа дал объявленный Годом кино 2016-й? Полгода ведь уже прошло.
- Я не чувствую, что у нас идёт Год кино. Как-то мимо меня он проходит. И современные фильмы не вдохновляют, я их не смотрю, предпочтение отдаю старым картинам от которых получаю удовольствие. Потому что они сняты замечательно, в них душа есть, энергетика, атмосфера. Они наполнены и смыслом, и актёрской игрой, и музыкой. Ведь раньше снимали фильмы долго, очень скрупулёзно и продуманно. Могли одну сцену переснимать несколько раз. Сейчас всё делают быстро, бегом, потому что время - деньги. Артисту некогда в характер вжиться, прорепетировать с режиссёром, снять несколько дублей. Экшены на американский манер мы уже научились снимать, но я говорю о другом кино - психологическом, с глубокой драматургией.