Иркутск -­ город камерный

Фото: Инны ПАЛЬШИНОЙ

Иркутск, 10 октября – АиФ-ВС. Мне кажется, что у нас очень камерный город, и развиваться он должен именно в этом направлении: небольшие скульптуры, компактные скверы, украшения на фасадах.... Всё­-таки в Иркутске нет огромных площадей и монументальных форм, и не нужно портить облик города холодными «дворцами из стекла и бетона», ­ рассуждает скульптор Илья СТАВСКИЙ.    
   

Несмотря на молодость автора, многие его работы известны всем жителям столицы Приангарья: «Турист», засмотревшийся на окрестные дома в самом центре Иркутска; «Солнечные часы» возле стадиона «Труд»; многострадальная «Виолончель» на улице Урицкого, неоднократно подвергшаяся «набегам» вандалов…

«АиФ в ВС» пригласил художника в гости, чтобы он поделился с нашими читателями своими соображениями о развитии города, сегодняшней культуре и готовности иркутян воспринимать необычное.

Увековеченные «макароны»

Фото: Инны ПАЛЬШИНОЙ

- Достоинство нашего города - его компактность, и очень важно это сохранить. Вся прелесть того же исторического квартала - в его некоторой лубочности, - рассуждает иркутский скульптор. - Мне кажется, облик Красноярска во многом испортили тем, что подчистую снесли все деревянные дома и возвели на их месте высотки.

Художник говорит, что мода на небольшие скульптуры - так называемые «малые архитектурные формы» - пришла в Иркутск чуть больше года назад.

- Причём в том же Красноярске это направление было популярно ещё лет пятнадцать назад. Но мы быстро навёрстываем, - улыбается наш гость.

По-видимому, пока всё же далеко не все жители областного центра готовы воспринимать непривычные формы искусства. «Виолончель» Ильи, установленная прошлым летом на улице Урицкого, в самом центре Иркутска, дважды попадала в сводки новостей: вандалы отламывали у инструмента гриф. Сейчас скульптура так и стоит надломленная: восстанавливать её автор пока не собирается.

   
   

- Можно, конечно, это сделать, но надолго ли? В Интернете кто-то уже назвал «Виолончель» скульптурой-провокацией - мол, сломают - не сломают? Сегодня ремонтировать её имеет смысл, только если заодно изобретать «антивандальную систему». Но со временем, я уверен, отношение людей изменится, - комментирует Илья. - Когда этим летом в Иркутске проходила выставка скульптур одного дня, публика реагировала на неё с большим интересом. Для сравнения: где-нибудь в Западной Европе уличные скульптуры стоят через каждые пять метров и люди не считают нужным их портить.

Кстати
Часто люди задают вопрос, почему на иркутских солнечных и их электронных часах не совпадает время. Солнечные часы показывают точное астрономическое время. Поэтому когда в стране переводят стрелки часов, время начинает отличаться от астрономического. Солнечные же часы перевести невозможно, как шутит Илья Ставский, они «вне политики».

«АиФ в ВС»: - И во многих российских городах появилась масса необычных памятников. Как вы думаете, считать ли, например, произведением искусства памятник плавленому сырку?

И.С.: - Многие фирмы сегодня используют такой приём для саморекламы: на улицах появляются изваяния в виде плавленого сырка, копейки, гамбургера… Это, скорее, не скульптуры, а объёмные рекламные баннеры. Городу не стоит зацикливаться только на таких вещах, нужны авторские, творческие, образные скульптуры.

«АиФ в ВС»: - А намеренно абсурдные скульптуры, вроде памятника водопроводным трубам, можно, по-вашему, отнести к произведениям искусства?

И.С.: - Произведением искусства считать можно что угодно. Некоторые даже акцию «Pussi riot» считают таковым. Памятника водопроводным трубам я не видел, но если это исполнено красиво и сочетается с архитектурной средой, думаю, вполне можно. В Берлине есть необычная композиция - так называемые «танцующие макароны», которая представляет собой переплетение труб. Они блестят, светятся, прекрасно вписываются в ландшафт… На мой взгляд, это искусство. Впрочем, есть вещи, которые вызывают скорее недоумение. И в Европе, и в России их предостаточно.

 

Досье
Илья Ставский родился 9 марта 1982 года в Иркутске. Сын известного в городе скульптора Евгения Ставского («Виолончель», например, создавалась в соавторстве с отцом). Окончил Иркутское художественное училище (отделение живописи) и Красноярский художественный институт (специальность «скульптура»). Один из авторов памятного знака в честь первых поселенцев Иркутска у храма Спаса Нерукотворного. Член молодёжного отделения Союза художников России.

Реклама - наш культурный срез

Илья рассказывает истории других своих скульптур, установленных в Иркутске. Бронзовый «Турист» (на перекрёстке Карла Маркса и Литвинова. - Ред.), например, отливался на заводе в подмосковном Жуковском. Заводов, где могли принять такой заказ, ближе не оказалось. А «Солнечные часы» интересны тем, что были созданы сразу в компьютерном варианте. Обычно, по словам нашего собеседника, будущая скульптура появляется на бумаге, а после художник выполняет эскизные фигурки из пластилина. На создание трёхмерной модели часов ушло всего два вечера.

«АиФ в ВС»: - Как вам кажется, компьютерное моделирование не оставит сегодняшних скульпторов без работы?

И.С.: - Думаю, вряд ли. Так же как электронная музыка никогда не заменит классическую. Это разные формы искусства, и одно только дополняет другое, конкуренции друг другу они не составляют.

Фото: Инны ПАЛЬШИНОЙ

Компьютерная графика - ещё одна сфера интересов нашего героя. Он учит трёхмерному моделированию студентов одного из иркутских колледжей. Теоретически создавать мультики на домашнем компьютере способен каждый, но в Иркутске таких энтузиастов можно пересчитать по пальцам. Студентам-рекламщикам же знания мультипликатора нужны скорее для общего развития:

- Это искусство необходимо, чтобы хоть немного привить студентам вкус. Иначе рождаются «шедевры» вроде роденовского «Мыслителя» на унитазе со слоганом «Толчок для вашей жизни»… По рекламным баннерам, мне кажется, можно судить о культуре нации. А ошибки там, сами видите, встречаются сплошь и рядом. Даже не самая неудачная скульптура раздражает меньше, чем такой неудачный баннер. У нас в лифте, например, долго висела реклама натяжных потолков с надписью «возможно расрочка». Моя жена коллекционирует такие перлы. Это оказалось заразительно, сегодня «в контакте» у них есть целая группа людей, собирающих такие абсурдные вещи. То, что люди смеются над этим, - хороший симптом.

…Наш герой не исключает, что в перспективе он может сменить место жительства и уехать из родного города. «Главное при этом - развивать то место, где ты живёшь», - убеждён скульптор.

Смотрите также: