Город контрастов. Какие дома являются визитной карточкой Иркутска

Многообразие стилей и сочетание зданий из разных эпох – одна из визитных карточек столицы Приангарья. © / Анна Попова / АиФ

Многообразие стилей и сочетание зданий из разных эпох – одна из визитных карточек столицы Приангарья. О формировании облика города, его архитектурных особенностях и о памятнике, которого нет, корреспондент irk.aif.ru беседует с членом Союза архитекторов России, автором знаковых для Иркутска проектов Сергеем Демковым.

   
   

Впитать историю

Анна Попова, «АиФ Иркутск»: Сергей Борисович, в чём, на Ваш взгляд, архитектурная особенность Иркутска?

Сергей Демков, архитектор: Основная особенность – сочетание старой и новой архитектуры. Такой ярко выраженный контраст редко где увидишь. Насколько всё корректно – это вопрос. В этом миксе старого и нового меня не всё устраивает. Решающее слово в формировании городского облика должно быть не только за архитекторами, но и за горожанами. Другая особенность: Иркутск – город деревянного зодчества. Это наше большое преимущество с точки зрения формирования городского образа. Старинные объекты, безусловно, нужно сохранять и реставрировать, а не сносить и строить на их месте новое.

– К слову о деревянном зодчестве – как следует решать проблему сохранения таких зданий, ведь они часто горят?

– Я не считаю, что проблема сохранения деревянного зодчества вопиющая. И бизнес-сообщество, и городские власти обратили внимание на состояние старинных зданий и начали вкладываться в реставрацию и реконструкцию. Да, первое время они выглядят слишком новыми, но патина времени придаст им аутентичный облик. Что касается пожаров, не верю, что возгорания связаны со злым умыслом. Подобные здания имеют статус памятника, по закону их необходимо восстанавливать.

Я бы больше внимания уделил именно каменным зданиям. Театр юного зрителя, Дом офицеров, Дом Кузнеца – великолепные стильные объекты, но оставлены без присмотра и имеют плачевный вид. Тот же Русско-азиатский банк – один из шедевров архитектуры модерна, великолепный образец начала XX века, но выглядит, мягко говоря, не лучшим образом.

Русско-азиатский банк – один из шедевров архитектуры модерна, великолепный образец начала XX века, но выглядит он, мягко говоря, не лучшим образом. Фото: АиФ/ Анна Попова

– А советские архитекторы оставили свой след?

   
   

– Советский модернизм – ещё одна яркая грань в архитектуре Иркутска. В первую очередь, это объекты, спроектированные архитектором Владимиром Павловым и его соратниками в 60-80 годы прошлого века. Эти здания – достояние Иркутска и боль архитекторов, так как также находятся в удручающем состоянии.

Здания эпохи модернизма - это достояние Иркутска и боль архитекторов Фото: АиФ/ Анна Попова

– Архитектурный музей получается. Что бы Вы посоветовали гостям города посмотреть в нём в первую очередь?

– Советую пройтись именно по центру Иркутска, где сконцентрированы не только исторические памятники, но и атмосферная «средовая» застройка. Сама историческая среда интересна не меньше, чем отдельные 2-3 знаковых объекта. В центральной части города можно зайти во дворы, чтобы впитать иркутскую историю.

Внимание на спальные районы

– В последние годы что-то изменилось в образе Иркутска?

– С точки зрения архитекторы, не вижу прорыва, но жду его от молодых архитекторов, которые могут привнести новые идеи в облик города. А вот подход к благоустройству общественных пространств – заметно изменился. Это общероссийская тенденция, но и в нашем городе её не отметить нельзя. Набережные, дворы, центральные улицы преображаются, появляются скверы, парки. Это заметно.

Я сторонник того, чтобы городская среда была без аляповатых чужеродных элементов. Мне по душе спокойные цвета, естественная структура и материалы. Больше камня, больше дерева.

Многие деревянные дома в центре Иркутска выглядят вполне неплохо. Фото: АиФ/ Анна Попова

– А что бы в облике города изменили Вы?

– Все говорят про единую набережную, этот проект многие считают приоритетным в развитии Иркутска. Можно понять: предприниматели готовы вкладываться в застройку береговой линии. Это хорошая идея, но, честно говоря, набережная и в нынешнем состоянии выглядит неплохо и колоритно.

В первую очередь следует обратить внимание на задворки и спальные районы города. Всё-таки и там, и в центре живут одни и те же люди, и в комфортной городской среде они нуждаются не меньше. Вектор развития стоит направить именно на создание общественных пространств и благоустройство спальных районов. К сожалению, это вторичная тема для Иркутска, как, впрочем, и для других городов.

– Сейчас активно обсуждается развитие Знаменского предместья – может ли оно стать новым центром города?

– Я являюсь участником авторского коллектива, который разрабатывал концепцию развития Знаменского предместья. Наша позиция в том, чтобы предместье стало драйвером развития города в будущем. Застройка будет вестись постепенно в течение долгих лет. Считаю, что это хорошая тема, которая родилась вовремя, и отличная возможность реализовать новые идеи в градостроительстве.

Сторонник аскетизма

– Вы автор знаковых памятников в Иркутске, среди них – авиаконструкторам Милю и Камову, солдатам правопорядка, погибшим от ковида медикам. Как создаются такие проекты?

– Памятники, которые я создавал, делались на конкурсной основе: победил – сделал. Я сторонник аскетизма, который кристаллизуется до простых форм и образов, так яснее можно выразить сложные идеи. Многие считают, что сделать простой проект легко, на самом деле – нет. Понимаю, что кому-то такой подход не близок. Но задача автора – на каждом этапе убедить в том, что проект хорош. Хоть памятники – это небольшие проекты, порой работать над ними приходится достаточно долго. Например, тот же памятник погибшим от ковида медикам делался два года. Процесс длительный, но безумно интересный.

Памятник авиаконструкторам Милю и Камову. Фото: АиФ/ Анна Попова

– С чего начинается памятник?

– С идеи. Я не сразу берусь за карандаш и бумагу, сначала вынашиваю идею на уроне некоего небольшого рассказа. Размышляю о том, как бы описал проект кому-либо и как бы он на него отреагировал. Затем появляется несколько вариантов, которые и обсуждаются с коллегами, иногда с заказчиком, если это не конкурс, и выбирается лучший. После создаётся первая модель: компьютерная или в материале. Только потом появляется объект в камне, бронзе или ином материале.

Если нужно, привлекается скульптор. При создании памятника авиаконструкторам Милю и Камову я работал с коллегами-скульпторами из Улан-Удэ. На всех этапах делаю фото. Могу написать про каждый памятник целую книгу! Мнение соцсетей о своих работах читаю с удовольствием. Особенно ценю те комментарии, в которых есть конструктивная критика. Если же в них нет аргументов, отношусь с иронией.

С особой эстетикой

– Из проектов, которые Вы создали, у Вас есть самый любимый?

– Для меня они, как для родителя дети. Я не могу выделять их, говорить, что какой-то лучше, а какой-то хуже. Но есть объект, который, как мне кажется, задал мой стиль и моё отношение к монументальному искусству. Это памятник солдатам правопорядка на перекрёстке Российской и бульвара Гагарина. Тогда я был молодым архитектором и впервые почувствовал интерес к такого рода проектам. Считаю, что он удался.

Памятник «Солдатам правопорядка» в Иркутске. Фото: АиФ/ Анна Попова

– Какие памятники других авторов в Иркутске Вы бы выделили?

– Мне нравится памятник Ленину на перекрёстке Карла Маркса и Пролетарской. Это работа народного художника СССР Сергея Меркурова. Из камня сделать памятник тяжело, но ему это удалось, причём очень качественно и образно. Великолепен памятник Обручеву на перекрёстке улиц Марата и Российской авторства Евгения Ставского. Тоже из цельного куска камня. Для работы такого уровня нужны особая эстетика, понимание материала и, безусловно, мастерство.

Памятник Обручеву на перекрёстке Российской и Марата в Иркутске. Фото: АиФ/ Анна Попова

– Памятника в честь какого события или личности, по Вашему мнению, не хватает в Иркутске?

– Как-то меня спросили, знаю ли я историю Андрея Николаевича Селиванова. Это иркутский генерал-губернатор. Когда ознакомился с его биографией, был в шоке от того, что про такого выдающегося человека практически никто ничего не знает. Легендарная личность, которой хочется гордиться. Собственно, иркутский посёлок Селиваниха и получил название в его честь. По просьбе инициатора сделал эскиз памятного знака Селиванову. Если к проекту будет интерес, с удовольствием его выполню.