Примерное время чтения: 4 минуты
1962

Кому помешали Миль и Камов? В Иркутске повредили памятник авиаконструкторам

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 28. АиФ в Восточной Сибири 12/07/2023 Сюжет Памятники Иркутска
Памятник выполнен из бронзы с патиной.
Памятник выполнен из бронзы с патиной. Администрация Иркутска

На улице Ленина рядом со стадионом «Труд» в Иркутске 5 июля торжественно открыли памятник известным во всём мире иркутянам – авиаконструкторам Николаю Камову и Михаилу Милю. На церемонии над улицей пролетел вертолёт Ми-8. А на этой неделе вандалы уже повредили монумент. Подробности – в материале irk.aif.ru.

Повредили монумент

«Извините мэтры вертолетостроения - увы, Иркутск оказался суровей, чем я думал, - пишет Сергей Демков в своих социальных сетях 13 июля. – Сегодня «детские» прототипы вертолетов Ка и Ми на памятнике Николаю Камову и Михаилу Милю лишились двух фрагментов лопастей». 

Вандалы повредили лопасти маленьких моделей вертолетов нового памятника. Напомним, пятиметровая архитектурно-художественная композиция изображает взлетающий вертолет. Основа памятника выполнена из гранита, остальные элементы — из бронзы с патиной. В композиции предусмотрели место для возложения цветов. На церемонии открытия на неё установили модели типов вертолётов Ми и Ка. Надпись на памятнике гласит: «Учившим летать металл». Словом, красиво и стильно. Композицию, конечно, восстановят. Вандалов ищут. Но зачем было ломать? Ведь эти конструкторы - гордость Иркутска. Может быть, кто-то не знает об этом? 

Откуда родом вертолёты? 

«Если вы спросите в любом городе нашей страны, кто такие Миль или Камов, вам ответит каждый, – говорит заведующий филиалом «Солдаты Отечества» музея истории города Иркутска им. А.М. Сибирякова Сергей Трофименко. – И понятно почему. Наши земляки прославились сами и прославили наш город на весь мир – стали ведущими конструкторами вертолётов. Техника, созданная ими, – вертолёты Ми и Ка – побила многие мировые рекорды. С Милем и Камовым поддерживали отношения зарубежные авиаконструкторы – тот же Сикорский, который в чём-то признавал их превосходство. У нас в музее есть раздел экспозиции, посвящённый авиаконструкторам, где много внимания уделяется именно Милю и Камову. Приходили как-то монголы, и мы им сказали: «Если будете лететь на вертолёте, то знайте, что все вертолёты родом из Иркутска». Они сначала не поняли, но мы объяснили им, что конструкторы родом из Иркутска».

Мало того что два будущих авиаконструктора родились и жили в Иркутске, так они ещё и были соседями. Их дома находились в 200 метрах друг от друга – семья Камовых жила на улице Ланинской (Декабрьских событий, 20), семья Милей – на улице Саломатовской (Карла Либкнехта, 5). Мальчики с разницей в семь лет учились в одной школе, а отец Николая Камова преподавал у Михаила Миля русский язык.

Во взрослой жизни судьба их снова свела. Николай Камов окончил Томский госуниверситет, вслед за ним туда же поступил и Михаил Миль. Обоим на момент поступления было по 16 лет.

Всю жизнь рядом

«Это даже удивительно, как их всегда сводила судьба, – продолжает Сергей Трофименко. – Родной город, университет, затем совместная работа. Однако надо заметить, что биографии обоих конструкторов содержат тёмные пятна, которые не совсем понятны нам сейчас, и объяснить их никто не может. Например, почему Камов ушёл с концессионного завода Юнкерса по сборке самолётов. Есть легенды, но никто точно не знает. Или вот ещё… Миль намного младше Камова, но он раньше стал кандидатом наук и защитил докторскую диссертацию. А ведь именно Камов когда-то принимал студента Миля к себе в инженерную группу по разработке автожиров. В 1943 году Миль защитил кандидатскую – на год раньше Камова, а в 1945-м – докторскую. Камов докторскую защитил аж в 1962 году. Как так вышло?»

Несмотря на то что два авиаконструктора долго работали вместе, между ними всегда была конкуренция. Особенно остро она проявилась, когда каждый открыл своё конструкторское бюро и начал применять разные технологии.

Камов был консерватором, работал по классическим, можно сказать, старинным наработкам – по чертежам с двумя винтами, вращающимися в разные стороны. Миль же пошёл по другому пути и сделал свои вертолёты более компактными, с меньшими габаритами и большей манёвренностью. А ведь оба начинали с автожиров.

«Первый удачный автожир в нашей стране был создан группой Камова, в которую как раз в своё время вошёл Миль, – говорит Сергей Владимирович. – Но здесь надо сказать, что Миль всё-таки обошёл своих учителей… Просто оставил всех позади, создав легендарные Ми. Они сейчас используются всеми службами и ведомствами».

КСТАТИ

Увековечить выдающихся земляков решили по инициативе городской администрации в 2022 году. Решение поддержали в «Российском военно-историческом обществе». Открытие памятника в Иркутске стало первым из мероприятий, посвящённых выдающимся авиаконструкторам. Помимо этого, запланированы стендовая экспозиция в здании иркутского аэропорта и экспозиция в музее истории города.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах