Примерное время чтения: 9 минут
815

От Медузы до революционеров. Кто глядит на нас с фасадов старинных зданий?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 39. АиФ в Восточной Сибири 29/09/2021
Анна Попова / АиФ

Во время прогулок по центру Иркутска замечаете ли вы, что за вами кто-то следит? Это маскароны - скульптурные изображения в виде голов мифических персонажей, исторических личностей или просто неизвестных красивых девушек. Их нередко размещали на старинных зданиях сначала архитекторы прошлого, а затем и советские зодчие - как дань традициям античных мастеров.

«Гранд-отель» (угол улиц Карла Маркса и Литвинова)

Здание было построено на рубеже XIX-XX веков архитектором Алексеем Кузнецовым по заказу железнодорожного инженера Никитина. Большую часть занимала гостиница, в которой принимали в том числе иностранных туристов. Также в помещениях располагались магазины швейцарских часов и ювелирных изделий. В советское время, как и в наши дни, бывший презентабельный отель занимали отдельные организации и небольшие магазины.

Фото: АиФ/ Анна Попова

В оформлении фасада «Гранд-отеля» используется немало лепных деталей и маскаронов. Между первым и вторым этажами по задумке архитектора разместились гротескные головы фавнов или панов с длинными языками и бараньими рогами. В греческой мифологии подобные существа связываются с идеей веселья и плодородия. С уровня верхних этажей на прохожих смотрят величественные женские лица.

Фото: АиФ/ Анна Попова

Русско-Азиатский банк (угол улиц Карла Маркса и Ленина)

Дом строился специально для размещения Русско-Азиатского банка - на тот момент одной из крупнейших финансовых организаций России, которая была основана в 1910 году. Иркутское отделение открылось два года спустя. Автором проекта стал инженер В.И. Коляновский. В оформлении присутствуют элементы популярного в те времена стиля модерн. Банк прекратил своё существование после революции 1917 года, ныне в здании располагается поликлиника.

Фото: АиФ/ Анна Попова

Фасад бывшего банка изобилует интересными деталями, в том числе и маскаронами. Например, головы Медузы со змеями вместо волос, которые обратили свои взгляды на прохожих, наверняка можно назвать одними из самых необычных архитектурных украшений подобного рода. К сожалению, сейчас строение требует реставрации и все архитектурные элементы скрыты от глаз горожан за защитными сетками.

Фото: АиФ/ Анна Попова

Доходный дом Катышевцевых-Плетюхина комментарий (угол улиц Карла Маркса и Пролетарская)

Был построен в конце XIX века по заказу бывшего городского головы П.И. Катышевцева. Впоследствии здание выкупил купец Плетюхин, который добавил к нему пристрой со стороны улицы Горького. История постройки тесно связана с торговым делом. Здесь располагались различные магазины, торгующие в том числе и модной одеждой. Также на первом этаже некоторое время был театр.

Фото: АиФ/ Анна Попова

При первом взгляде на здание внимание привлекают декоративные башни и фигурки купидонов, которые сидят на крыше с двух сторон. «Древнегреческий» след есть и в оформлении окон первого этажа - они украшены маскаронами в виде голов бога Гермеса - покровителя торгового дела в крылатом шлеме.

Фото: АиФ/ Анна Попова

Управление Восточно-Сибирской железной дороги (улица Карла Маркса)

К лепному декору обращались и в советские годы - особенно часто его можно встретить на домах, возведённых в послевоенное время. Наверное, самое заметное строение этого периода - насыщенное деталями здание управления железной дороги на Карла Маркса. Оно было построено в конце 1940-х - начале 1950-х годов, причём изначально автором проекта был Казимир Миталь, приверженец сдержанного конструктивизма. Однако позже архитектор Д.М. Гольдштейн скорректировал проект, добавив в него в том числе множество дополнительных элементов.

Фото: АиФ/ Анна Попова

Украшения фасада расположены на нескольких уровнях. Под самой крышей находятся стилизованные под маскароны изображения моряков, военных, железнодорожников и революционеров. Чуть ниже - барельефы в виде мостов и поездов. А по бокам входной вывески держатся за руки гипсовые представители всех союзных республик.

Фото: АиФ/ Анна Попова

Комментарий

Алёна Бобрышева, архитектор-реставратор, руководитель региональной общественной организации «Иркология»:

- У нас в городе не так много зданий, которые относятся к конкретному стилю. Преобладает эклектика - это соединение элементов нескольких стилей на одном фасаде. Маскароны часто встречаются в стиле модерн. Наиболее близки к нему здания бывшего Русско-Азиатского банка, где сейчас находится поликлиника № 2, и здание нынешнего «Детского мира».

"Поющие" маскароны на здании "Детского мира". Фото: АиФ/ Анна Попова

Выполняются маскароны из разных материалов - например, гипс или дерево. Смысловая нагрузка есть не в каждом из них. Существует мнение, что головы медуз на здании того же Русско-Азиатского банка создавались с целью защиты, охраны. А над входом разместили изображения миловидных девушек, которые как бы приглашают посетителей войти. Бога Гермеса могли изображать на торговых домах, например. Но я придерживаюсь мнения, что в первую очередь подобные элементы создаются именно для украшения. Возможно, архитектор и закладывал в них какую-то идею, но сейчас это установить невозможно, а домысливать что-то за создателя не стоит.

Зоя Космодемьянская на фасаде БГУ. Фото: АиФ/ Анна Попова

В советское время чаще маскаронов использовались барельефы - и они уже носили идеологический характер. Изображались важные для страны личности и символы. Это отпечаток эпохи, который помогает безошибочно определить время, в которое он был создан. Обращение к лепнине, маскаронам и декоративным элементам в наше время, на мой вкус, неуместно. Сейчас нужно создавать что-то соответствующее эпохе.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах