Иркутское кино. Какие премьеры готовят жителям Приангарья

В День иркутского по городу курсировал кинотрамвай. На входе не было кондукторов, требующих оплатить проезд. Вместо них – бесплатный попкорн и просмотр фильмов местных режиссеров. © / Анна Попова / АиФ

24 марта Иркутская область во второй раз отметила день регионального кино. Местные кинематографисты рассказали, что для них значит этот праздник, представили новые работы и поделились планами на ближайшее время. Подробности в материале irk.aif.ru.

   
   

9 сюжетов «Земли у Байкала»

«Для меня этот день – символ возрождения региональногокино, – говорит режиссер Анастасия Зверькова. – Когда в 2015 году я вернулась в Иркутск, отучившись на высших курсах сценаристов и режиссеров, была уверена, что здесь будет возможность работать. И так совпало, что именно в тот момент в городе началась активная кинематографическая жизнь. Я поняла, что в нашем городе есть кинематограф, который признан не только профессиональным сообществом, но и зрителями».


По словам режиссера, Иркутск – уникальное место, где восток встречается с западом, что позволяет нашим кинематографистам взглянуть на проблему с точки зрения как западного, так и восточного человека.

Прошлый год был плодотворным для иркутских кинематографистов. Свет увидел новый выпуск киноальманаха «Земля у Байкала». Это современный аналог выходившего в советские годы киножурнала «Восточная Сибирь».

«Выпуск состоит из 9 разных сюжетов, которые отражают жизнь нашего региона, - говорит заместитель директора Иркутского областного кинофонда Елена Утробина. – Мы показываем интересных людей и важные события, которые должны остаться в памяти. Режиссерами в этом году стали Анастасия Зверькова, Анастасия Кильчевская, Андрей Юдин, Полина Степанова и Павел Скоробогатов».


Сюжеты киноальманаха рассказывают не только об Иркутске. Например, история с названием «Диалоги о Байкальске» – это беседа с бывшимработником Байкальского целлюлозно-бумажного комбината.

«Мы гуляли с ним по промплощадке завода и посмотрели на уходящую натуру БЦБК, который, надеюсь, уже в ближайшие годы заживёт новой жизнью, – рассказывает режиссёр картины Анастасия Зверькова».

Премьеры от местных режиссёров

Некоторые премьеры от местных режиссеров иркутяне смогут увидеть уже в ближайшее время.

«Режиссёр Андрей Юдин снял игровой фильм «В лес». Мы планируем показать его в Доме кино в апреле, – добавляет Елена Утробина. – Лента создавалась в течение 5 лет. Это интересный опыт по созданию игрового фильма без бюджета. Также продолжается работа над фильмом Полины Степановой «Дипломатический корпус», посвященный Эмиру Кустурице. Она ездила с его музыкальной группой в турне, снимала режиссера, когда он приезжал в Иркутск. Работа началась в 2020 году, материала набралось много, но главных съёмок пока не хватает. Надеемся, что в этом году их удастся сделать».

   
   

Пассажирам кинотрамвая рассказали об истории иркутского кинематографа, которая насчитывает больше 125 лет. Фото: АиФ/ Анна Попова

Также в конце года зрители увидят премьеру документального фильма «Саня, драматург». Это реконструкция интервью Александра Вампилова.

«В 2020 году у нас вышел фильм «Русский Морган» о самом богатомчеловекеРоссии начала XX века Николае Второве, – говорит Анастасия Зверькова. – Он сделан в формате интервью с человеком, который их никогда не давал. Беседа основана на реальных фактах из биографии предпринимателя. Поскольку зрительский интерес был высоким, решили создать серию подобных фильмов. Второй серией и станет «Саня, драматург» – именно так Вампилов представился журналисту Льву Сидоровскому».

В основу фильма лёг текст единственного большого интервью Вампилова, которое он дал Сидоровскому весной 1970 года. Ныне текст беседы утерян.

«Лев Сидоровский был Познером своего времени, он брал интервью у многих актеров, – говорит режиссер. – Он увидел на афише Иркутского драмтеатра название неизвестной ему пьесы, после чего начал искать встречи с её автором. Они побеседовали, но само интервью опубликовано не было».

Интервью реконструировали по записным книжкам драматурга и воспоминаниям журналиста. Сложностей при создании добавляло и то, что голоса Александра Вампилова не сохранилось.


У Восточно-Сибирской студии кинохроники есть один сюжет с Вампиловым, но там нет его голоса. Даже близкий друг драматурга – Игорь Петров, коллекционировавший голоса знаменитостей, не записал голос Александра Валентиновича.

Тем не менее, Петров оставил воспоминание о том, что у Ленинградского радио в архивах могла быть запись интервью с Вампиловым.

«Ранее доступ к фонотеке был закрыт для всех, кроме работников, – добавляет Анастасия Зверькова. – Не так давно её передали в государственный архив фонодокументов. Специалисты обещали сообщить нам, как только в их руках окажется голос Александра Вампилова. Однако маршрутная карта оцифровки рассчитана на 20 лет, и, когда это произойдёт – пока неизвестно».