- Это Иркутск, каким я его вижу, - 17-летний художник Никита Жданов показывает сложное ажурное панно, которое стоит прямо на полу комнаты, заменяющей ему мастерскую.
Резное кружево, фигурки животных, пейзажи старого Иркутска и похожие на арматуру тонкие полосы причудливо соединяются в одной работе.
- В три года я лежал с папой в больнице и постоянно рисовал. Кому-то из медсестёр это понравилось, и мои картинки вскоре развесили по стенам коридора, - улыбается школьник.
С философским подходом
Рядом с чёрно-белыми реалистичными портретами рок-музыкантов в его комнате соседствуют витражный Байкал, многослойное панно-аппликация с мужчиной и женщиной, точёные угольные петербургские башни и с фотографической точностью прорисованные красные кеды…
- Признаться, я не очень люблю эту работу, - показывает на кеды Никита, - она была нужна только для того, чтобы привлечь на выставку моих ровесников, тех, кому сейчас семнадцать. Чтобы, зацепившись взглядом за эту вещь, они захотели повнимательнее осмотреться вокруг и увидеть что-то большее. Мне интересно писать для всех, но больше всего хочется, чтобы мои работы оценивали сверстники, любопытно, видят ли они время так же.
Сегодня, когда у каждого второго есть айфон или хороший цифровой фотоаппарат, реалистичная живопись уже не так актуальна. Главное - увидеть через картину мысль художника, его чем-то примечательный, необычный взгляд на мир, уверен Никита. Он объясняет, что на том самом сложном панно показана борьба старого и нового Иркутска. По одну сторону под верхним слоем можно разглядеть исторические пейзажи города - с умом и любовью построенные дома. С другой - типовые многоэтажки, арматура, недострои… И на распутье, на разделяющей эти два мира линии - витрувианский человек Да Винчи, с одной стороны - яркий и наполненный, с другой - безжизненный и пустой.
Там же, по словам школьника, показана и борьба двух начал, отражающая всю нашу эпоху - благородный белый олень, который уходит в небытие, и его красный противник, идущий напролом и правящий балом.
- Когда шла выставка, я любил наблюдать, как зрители подходят к этой работе, всматриваются, пытаются что-то найти. И только когда они собирались пойти дальше, я подходил к ним и рассказывал, что хотел сказать, - признаётся школьник.
Цвет города
На другой многослойной работе Никита изобразил наш город в виде витража с цветными пятнами. Яркие желтые, зелёные, красные краски спорят с глухими коричнево-чёрными. Несколько лет назад в одном журнале были опубликованы результаты интересного исследования: людей на улицах просили сказать, с каким цветом у них ассоциируется родной город. Цветовая карта Иркутска, по мнению большинства, получилась зелёно-коричневой.
- Я согласен с такой картиной: жизнерадостный зелёный будто борется с глухим коричневым, как старинные дома спорят с бетонными коробками. Мне очень обидно, когда в центре города якобы случайно сгорают деревянные памятники архитектуры, на месте которых скоро вырастет что-то бесформенное, - Никита показывает на другую картину - почерневший дом с пустыми окнами на фоне церковных куполов.
Выпускник художественной школы, Никита окончил курсы при училище искусств и сейчас заканчивает одиннадцатый класс. К сожалению, после школы он мечтает уехать в Санкт-Петербург, чтобы стать архитектором именно там. Но он говорит, что был бы счастлив когда-нибудь оставить о себе память и в родном городе.
Смотрите также:
- «Сибирский Париж» Сергея Жилина: иркутский художник - о «цветнике» на улицах города →
- Политики художнику не интересны, а заказные портреты пишутся до пяти лет →
- От сурка до Дали →