И ничего удивительного в этом нет, так как большие портреты на фасадах иркутских домов - Георгия Жукова в микрорайоне Солнечном, Ивана Конева на Синюшиной горе и Александра Вампилова в Первомайском - дело его рук.
Мы встретились с Юрием Николаевичем, который считается чуть ли не единственным крупным портретистом в нашем городе, на его персональной выставке в Художественном музее. В экспозиции - только портреты известных иркутян: художников, музыкантов, актёров, меценатов. У каждого полотна - своя история создания, о которой Квасов рассказывает увлечённо и с тонким юмором, но самая необычная из них связана, наверное, с единственным прижизненным портретом Александра Вампилова. Кстати, в этом году драматургу исполнилось бы 75 лет.
Дырки - для истории
- Саша тогда был ещё неизвестным писателем, только ставил свой первый спектакль у нас в Иркутске. В те годы мы - молодые поэты, писатели, артисты - часто собирались в Коммерческом подворье на Сухэ-Батора у Жоры Гаврилова (известный в Иркутске 70-80-х годах театральный режиссёр Георгий Гаврилов), - вспоминает мой собеседник. - В одну из таких встреч Жора мне и говорит: «Чего ты всё актёров рисуешь? Вампилова надо рисовать. Я прочёл сегодня ночью две его последние пьесы и могу чётко сказать, что это - будущий Чехов». Александр ломаться не стал, но рисовать было не на чем. Жора выломал из дверцы своего шкафа лист ДВП и дал мне. За час примерно я нарисовал лицо, стал делать его в цвете, но тут по телевизору начался какой-то международный чемпионат по хоккею, собрался народ, и я незавершённую картину за шкаф спрятал. Через неделю было закрытие чемпионата, и в тот день я Вампилова практически дописал, но забросил эту фанерку куда-то под диван и благополучно забыл про неё. А когда Александр погиб, мне, как главному художнику города в то время, заказали его огромный портрет на жилой дом, и тут Гаврилов мне и напомнил о том портрете, который так и валялся у него под диваном. Поэтому на портрете есть дырки, видно добавленный позже кусочек ДСП. Все эти огрехи можно, конечно, завуалировать так, что никто не догадается об их наличии, но я специально оставляю всё как есть, потому что это история.
Кстати, огромный портрет нашего земляка, который Юрий Квасов написал по мотивам этой работы и который долгое время украшал один из домов на улице Вампилова, сняли года три назад. Написанный на больших листах ДВП, он пришёл в негодность, листы во время ветра грозили оторваться от подрамника и представляли реальную угрозу для людей. Теперь на его месте висит огромная реклама, а портрет Вампилова в виде баннера, хотя и обещали вернуть на прежнее место, в итоге, по мнению жителей микрорайона, повесили в совершенно несмотрибельном месте - на одном из домов по улице Бажова. Очень недовольные этим обстоятельством «первомайцы» даже писали письма в региональное министерство культуры, но, увы, - как говорят поклонники творчества Вампилова, деньги победили культуру.
Великая сила искусства
Критики называют Юрия Квасова «летописцем Иркутска в лицах», поэтому я не могла не спросить художника, почему он отдаёт предпочтение портрету - жанру, к которому зрители относятся очень придирчиво, особенно если на полотнах изображены известные личности.
- Пейзажи я тоже люблю делать, их у меня много, я ведь без Байкала, как и все иркутские художники, жить не могу, но люди мне интереснее, - говорит Юрий Николаевич. - Конечно, портретная живопись сложнее в десять раз, да и воспринимают её иначе, чем пейзажи, особенно коллеги - обязательно скажут, мол, я что-то не так изобразил, но когда начинаешь писать человека, то узнаёшь и выявляешь в нём такое, чего никогда не увидишь, если просто с ним общаешься. Бывает, на выставке кто-нибудь подойдёт и отметит: «Слушай, ну ты точно его проявил, а он всё время говорил, что чисто русский. Оказывается, нет».
«АиФ в ВС»: - А что, с финансовой точки зрения пейзажистом быть выгоднее, чем портретистом?
- Конечно. Пейзажи покупают, а портреты только если закажут, и всё. У меня столько портретов, которые моя личная собственность! Кому они нужны? Если бы на этой выставке были пейзажи, уже с десяток бы купили, потому что приобрести картину с выставки - это престижно. А сейчас только портрет Виталия Рогаля пойдёт в его музей, так как там ничего нет.
«АиФ в ВС»: - В вашем творчестве есть портреты прославленных советских полководцев, всемирно известных личностей, таких, как Валентин Распутин. Нет желания написать кого-нибудь из государственных деятелей, которые делают современную историю нашей страны? Например, Владимира Путина?
- Политики такого уровня мне не интересны. Вот разве что портрет Зюганова сделал бы, если бы он его купил: лицо Геннадия Андреевича, с его таким тяжёлым взглядом и бычьим лбом, вызывает у меня, как у художника, интерес. Мне ближе поэты, писатели, художники - то есть творческие личности. С удовольствием бы написал Олега Табакова, тем паче, что я с ним знаком.
«АиФ в ВС»: - Заказчики диктуют вам условия при создании картины, например, что-нибудь убрать, добавить или «подмолодить» их?
- Конечно. Как-то писал я портрет одной известной иркутской дамы. Все, кто видел его, говорили, что получился великолепный портрет. Но заказчице он не понравился: она - женщина полная, сказала: «Убери подбородок, убери живот, убери то, убери сё». Я прямо на готовом холсте начал всё переделывать, в общем, испортил работу, как я считаю. Получилась как бы её младшая сестра, стройная такая девушка. Но вот что интересно - через несколько месяцев я встретил эту даму и… абсолютно не узнал. Стоит такая стройная, помолодевшая женщина. «Как ты смогла?» - спрашиваю. Оказывается, так сильно на неё повлиял созданный мною образ: она прямо с портретом пошла к пластическому хирургу, занялась аэробикой, сбросила лишний вес. Более того, по словам мужа, и характер у неё изменился в лучшую сторону. Вот она, великая сила искусства.
«АиФ в ВС»: - Какие работы вам легче даются: когда пишете портрет на заказ или по вдохновению?
- Это неправильный вопрос. Я бы спросил, что интереснее и удачнее. Конечно, творческий портрет, такой, к примеру, как Виталия Рогаля, который я писал так, как хотел, как его помнил. Единственная из немногих заказных работ - портрет иркутянки Елены Иванцовой - получилась абсолютно творческой. Может, потому что женщина сама по себе интересная, необычная. Но это очень редко бывает. Например, к портрету предпринимателя и мецената Виктора Бронштейна я периодически возвращался в течение пяти лет, никак он у меня не получался.
«АиФ в ВС»: - Ваши персональные выставки в Иркутске проходят достаточно регулярно. Насколько они востребованы у народа? Может, стоит поменять формат: выставляться на улице или в Интернете?
- На улице я этого делать никогда не буду, в Интернете - пожалуйста, - фотографируйте, размещайте. Но и в галереи, и в музеи народ тоже ходит, знаете, как есть любители оперы, так и любители художественных выставок в музеях. И в Иркутске в этом плане люди очень благодарные. А для художника выставка в музее - это самый престижный формат.
Досье:
Юрий Квасов родился в 1946 году в Новокузнецке. Окончил в 1968 году декоративно-оформительское отделение Иркутского училища искусств. С тех пор живёт в Иркутске. Главный художник города на общественных началах с 1970 по 1990 годы. Член Союза художников России.