Интеллигенция выбирает артхаус

   
   

Правда, как и всё искусство, кинематограф строго поделён на ретро, «кассу» и артхаус. О том, как меняются зрительские вкусы и насколько есть место «психиатрии» на экране, мы беседуем с руководителем Центра российской кинематографии имени Леонида Гайдая Тамарой Толстовой.

- Тамара Васильевна, вы уже многие годы возглавляете один из старейших кинотеатров Иркутска и вырастили не одно поколение зрителей. Как изменились за это время киноманы?

- Конечно, за 30 лет, что я работаю в данной сфере, зрители очень сильно изменились. Я не хочу никого обидеть, но, мне кажется, раньше любители кинематографа были более вежливыми, культурными, может быть, даже более думающими. Но что уж точно отличает нынешних зрителей - это любовь к поп-корну.

- А кто сегодня чаще ходит в кинотеатры?

- Однозначно ответить на этот вопрос сложно, потому что у каждого кинотеатра свой зритель. Постоянных посетителей можно разделить на несколько категорий. Первая - поклонники отечественного, советского кино, для них мы проводим ретропоказы известных лент. Например, совместно с министерством культуры Иркутской области проходит приуроченный к 9 Мая фестиваль «Славные сыны Отечества», где демонстрируются  ленты, посвящённые великой Победе. Вторая категория, безусловно, молодёжь, которая ходит на кассовые фильмы. Ещё одна категория - киноманы, которые предпочитают фестивальное, артхаусное кино.

- Сейчас бытует мнение, что современное российское кино намного уступает советскому. Вы согласны с таким утверждением?

- Лично моё мнение - старые советские фильмы не хуже и не лучше современных российских. Я считаю, что какая жизнь, такое и кино. Сейчас другое время, другие задачи, проблемы, сами люди стали другими, а следом за ними изменяется и кино. В этой индустрии работает очень много действительно талантливых людей. Я хотела бы отметить, что когда идёт хороший отечественный фильм, зал всегда набит битком. И мне отрадно, что в последнее время таких фильмов стало больше.

- Как вы из всего множества продукции выбираете те фильмы, которые пойдут у вас?

- В основном отбор картин для показа проходит на кинорынках, которые проводятся в нашей стране четыре раза в год. Здесь все прокатчики представляют свои ленты, а мы, руководители кинотеатров, отбираем их для своих залов.

Конечно, каждый старается представить свою продукцию, что называется, во всей красе (очень много рекламы), можно пойти на просмотры предлагаемых картин. Что тут скрывать, всегда хочется соблюсти баланс, чтобы и «кассу» сделать и фильм был интересен зрителям. Я иногда стараюсь брать те фильмы, которые не идут в других кинотеатрах, чтобы у зрителей не было недовольства, что во всех досуговых центрах идут одни и те же картины. Да и прокатчики уже знают, что наш кинотеатр время от времени берёт «другое» кино, поэтому, когда видят меня на кинорынке, говорят: «Тамара Васильевна, у нас для вас есть хороший артхаус».

- Ваш кинотеатр один из немногих в Иркутске показывает так называемое «другое» кино. Почему вы выбрали этот формат? Есть ли поклонники этого жанра в Иркутске?

- «Увлечение» артхаусом началось примерно 8-10 лет назад, тогда пошла волна действительно интересного авторского кино. Нашей первой такой картиной стала лента «Танцующая в темноте» режиссёра Ларса фон Триера, потом была «Пианистка» Михаэля Ханеке, «Сука любовь» Алехандро Гонсалеса Иньярриту и другие. В то время мы были очень рады, что на просмотр этих фильмов собиралось много зрителей, а ведь тогда у нас ещё даже не было хорошей звуковой аппаратуры.

На мой взгляд, у артхаусного кино всегда был и будет свой зритель. В основном любители такого кино - интеллигентные, хорошо разбирающиеся в нём люди, которые пойдут на известного им режиссёра, актёра или по рецензии уважаемого человека.

- А вам не кажется, что в европейском кино уже нет грани между добром и злом, нет положительных и отрицательных героев, а только внутренние сложные переживания людей, которые иногда можно смело использовать как иллюстрации к исследованиям по психиатрии?

- Я с вами согласна. В европейском артхаусном кино очень много психологии, которая иногда на грани приличия. Мне кажется, такое отражение действительности зависит от внутреннего мира режиссёра, его взглядов. Может быть, наша жизнь стала сложнее, поэтому в картинах и отображается всё многообразие мира, нет больше однозначно чёрного и однозначно белого. А это и хорошо, и плохо одновременно.

- В Иркутске проходит достаточно много фестивалей, иногда складывается ощущение, что это город киноманов. «Художественный» как раз является площадкой для проведения таких мероприятий.

- Действительно, у нас проходит очень много фестивалей, в том числе и международных. Хотелось бы отметить «Золотой Витязь», который состоялся в 2004 году, в его рамках показывались только патриотические, высоконравственные фильмы. Тогда в столице Восточной Сибири собралось около двухсот гостей из разных стран. Также на нашей площадке проводился международный фестиваль «Сталкер», во время которого зрители могли увидеть картины о жизни беспризорников или людей, находящихся в местах лишения свободы. Кроме того у нас проходит уже упомянутый фестиваль «Славные сыны Отечества» и приуроченный к Дням русской духовности «Сияние России», а также многие другие.

Традиционным для нас является фестиваль французского и японского кино, до недавнего времени таким же был фестиваль британского кино, показываются у нас и немецкие фильмы. Бывали и более «экзотические» картины - китайские, корейские, индийские.

А также в стенах «Художественного» со зрителями встречались многие  известные зарубежные и отечественные режиссёры, операторы и актёры. Имена можно перечислять долго: польско-французский режиссёр Кшиштоф Занусси, всемирно известный французский оператор Саша Верни, актёры Барбара Брыльска, Георгий Жжёнов, Александр Абдулов, Светлана Светличная и многие другие.

- А чем порадуете зрителей этой осенью?

- Сентябрь начнётся с Байкальского международного кинофестиваля документальных и научно-популярных фильмов «Человек и природа». Традиционно на это мероприятие свои работы экологической направленности представляют режиссёры из разных стран. А 14 сентября впервые в Иркутске пройдёт Манхэттенский фестиваль короткометражных фильмов, где зрители снова смогут познакомиться с «другим» кино не только из Америки, но и Европы, Австралии и Мозамбика.

- Кстати, вы возглавляете не только кинотеатр, но и Центр российской кинематографии имени Леонида Гайдая. Что вам даёт этот статус?

- В 1999 году, когда мы создавали центр, это являлось жизненно необходимым для нас - хорошего российского кино было мало, получить его для проката - сложно, а статус центра давал право «по блату» получить картину для проката. А сейчас - это не только приятный статус и возможность проводить фестивали, но и дань памяти нашему великому земляку. У нас есть вся коллекция фильмов Леонида Гайдая, которые мы постоянно показываем нашим зрителям.

Досье:

Тамара Васильевна Толстова родилась в Усолье-Сибирском. В 1973 году закончила Иркутский институт иностранных языков. С 1980 года стала работать в иркутской городской дирекции киносети, возглавляла «Пионер», была заместителем директора кинотеатра «Гигант», а с января 1989 года стала руководителем «Художественного». Имеет звания «Почётный кинематографист России», «Заслуженный работник культуры РФ».

Смотрите также: