Её, по словам коллег, обошёл «цыганский синдром» пресыщения миром. Она перепробовала все возможные виды транспорта: от вертолёта и оленьей упряжки до личного вагона Николая Второго. И сегодня она чувствует себя на шестнадцать. Режиссёр документального кино, заслуженный работник культуры и член Союза кинематографистов России, маленькая волшебница с карими глазами Лиана Черепанова 19 октября отметила свой юбилей.
«Красивых женщин лет двадцати пяти очень много, - рассказывает друг и коллега, секретарь правления Союза кинематографистов России Александр Голованов, - а в восемьдесят их гораздо меньше. Посмотрите, красива Лиана Николаевна?» Красива. Она с радостью фотографируется, «только обязательно с цветами, какая женщина не любит цветов?» Она и на пенсию ушла только пять лет назад. Работник с шестидесятилетним стажем, всю жизнь, с восемнадцати была верна своей Восточно-Сибирской студии кинохроники. «Счастливый, лёгкий человек, никогда не заставляла себя работать, не вымучивала», - у Александра Ивановича и Лианы Николаевны за плечами не один совместный фильм и не одна общая награда.
Слава Богу, что были заказные фильмы
-Вот многие говорят: «Заказуха - как может заказ быть интересным?» А я, благодаря госзаказам, всю страну объехала, с чудесными людьми познакомилась, - рассказывает режиссёр. Её фильм для союзного министерства внутренних дел «Отчего сгорел садовый домик?» снимался, как настоящее художественное кино, некиношный был только бюджет. Все роли исполняли работники студии, друзья и соседи. Специально для картинки сожгли настоящий деревянный дом под снос. «Он совсем недавно был жилым, там даже цветы на окнах остались. Меня поразил тогда маленький мальчик из семьи, которая из этого дома переехала. Когда уже стояли наготове пожарные и мы собирались поджечь дом, он пришёл забрать свои грабельки: «Это моё, это наше». Конечно, иногда ради картинки приходится проявлять жёсткость, жестокость даже, но это такая профессия. А наш фильм тогда обошёл все экраны, фрагменты использовались в детской передаче. Я считаю, что выполнила свою работу».
Не такая
Как называет её оператор, заслуженный деятель искусств России Евгений Корзун, Ляля могла показать характер, если того требовала работа: «Она сделала себя сама. Буквально пришла с улицы и стала режиссёром! Я поражаюсь цепкости её ума, её сообразительности. В двадцать с небольшим, приехав на курсы монтажниц на московскую киностудию, будущий режиссёр два дня провела наблюдателем: работу ей не доверяли. На третий не выдержала и выпалила начальнику на глазах у всего цеха: «Я что к вам за пять тысяч километров лясы точить приехала?» На это ей ответили: «До вас приезжала монтажница, она так просидела молча все двенадцать дней. Мы же не знали, что вы не такая».
А после девушке с характером посчастливилось работать ассистенткой гениального российского режиссёра Михаила Авербаха, которого в начале пятидесятых перевели в Иркутск из Москвы. И когда она работала над первым самостоятельным журналом, Михаил Александрович специально несколько недель не показывался на студии, чтобы не возникло сомнений: ученица работает сама. Она работала самостоятельно, брала на себя ответственность, но никогда не забывала, что создаёт картины не в одиночку: «Я никогда не тяну на себя одеяло, не считаю, что сделала что-то самостоятельно, сама. Кино - это коллективный труд, и здесь важен каждый, от звукооператора до монтажницы». И ещё: «Некоторые режиссёры дадут оператору задание и успокоятся. А я с ним, как хвостик, куда бы он ни пошёл. Это болезнь такая, мне интересно, какая получается картинка». Это при том, что в те годы оператор кинохроники самостоятельно мог работать как режиссёр, вести интервью и находить героев.
Лиана Николаевна со своими друзьями и коллегами снимала еженедельный киножурнал, документальные фильмы для Госкино, а в свободное время отдыхала за съёмками «нестудийных» фильмов - для души. Её дань старым операторам студии кинохроники, когда она помещалась ещё в польском костёле, - фильм «Жила-была студия».
«Сибирь стояла под Москвой» - фильм, получивший «Серебряного Пегаса», даже не будучи заявленным на конкурсе. Москвичи сами узнали об этой картине, а посмотрев, не смогли не отметить. «Пять признаний в любви» - фильм об Иркутске, который и сегодня смотреть так же интересно, как в 1965, когда он только вышел, - одна из первых картин режиссёра, удостоившаяся не всероссийского - всесоюзного показа…
Женщина-режиссёр - сочетание редкое. Ей намного тяжелее даются постоянные переезды, жизнь на колёсах. Лиану Николаевну, когда возвращалась из очередной полуторамесячной командировки, наказывал кот: подбегал и бил по ногам лапами так, что оставались синяки. А муж просто комментировал: «Это тебе за меня».
И единственный раз режиссёр отказалась от командировки, когда пришло время стать матерью. Высоко ею чтимый Авербах сказал как-то: «Ты знаешь, какой твой фильм самый лучший?» Лиана Николаевна засомневалась. «Это же твой сын!»
На её плёнках-история
Из скромности, показав свою работу об иркутянине Леониде Гайдае, Лиана Николаевна даже не сказала, что вместе с ней будущей знаменитостью были смонтированы первые сюжеты на студии кинохроники.
Её творческой группой снят уникальный киножурнал о Фиделе Кастро. Тогда благодаря звукооператору Степанову, который изобрёл приставку к кинокамере «Конвас», удалось впервые записать прямую речь Фиделя Кастро.
До ухода из жизни Марка Сергеева она успела снять документальный фильм, который теперь хранится в семье Марка Давыдовича как завещание.
На праздновании юбилея один из коллег сказал, что за всю жизнь Лиана Николаевна выпустила в эфир сто тысяч километров кинопленки. Сто тысяч километров остановленных мгновений.
Досье:
Лиана Николаевна Черепанова родилась 19 октября 1929 года. Работник Восточно-Сибирской студии кинохроники с 1 сентября 1947 года, прошла творческий путь от проявщицы до режиссёра. Автор сорока научно-популярных фильмов и более 300 киножурналов.
Смотрите также:
- Разрушенные связи. Создавать кинематограф Приангарья нужно с нуля →
- Иркутская парашютистка рассказала о покорении стратосферы →
- Второе дыхание хроники. В Приангарье возродили киножурнал →